8283

Анау-мынау о Текущем Моменте

Досым САТПАЕВ, политолог   Новые бедные
По своему духу ежегодное Послание главы государства напоминало возвращение к “стратегии выживания”, от которой наши власти официально отказались еще несколько лет назад в условиях безудержной эйфории и экономического бума. При этом население страны, судя по всему, снова окажется той стеной, которая должна принять на себя весь удар от стагнации экономики. Трудно представить себе, чтобы пояса затянули сами чиновники, несмотря даже на то, что правительству была дана установка сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных.

Один из законов Мерфи гласит: “Всё не так легко, как кажется”. Инфляция, рост безработицы, провал государственной жилищной программы, диктат монополий уже вызывают рост социального напряжения. Стали громче заявлять о себе рабочий класс и даже бюджетники. Впервые решились оказать давление на правительство представители одних из самых лояльных к властям социальных сфер - здравоохранения и образования, пригрозив социальными выступлениями. Видимо, накипело, так как мифического роста ВВП на душу населения наши учителя и врачи не чувствуют.

События, предоставленные сами себе, имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
В чем причина возникших экономических проблем? В том же Послании акцент был сделан на неблагоприятные внешние факторы, на ипотечный кризис в США, на снижение ликвидности мирового рынка, на рост волатильности. Хотя сама экономическая система в Казахстане оказалась дефектной, система распределения общественного продукта - несправедливой, экономическая идеология - размытой, а потребительский бум при низкой производительности труда - опасным. К тому же при высоком уровне коррупции, которая у нас не исчезла, а приобрела другие, более изощренные формы, все попытки президента поставить под контроль государственные расходы и проводить “аудит с пристрастием” вряд ли приведут к быстрым позитивным результатам. В этих условиях искусственные потуги партии “Нур Отан” в разрекламированной борьбе с коррупцией вызывают лишь улыбку.
Определенные сомнения в результативности вызывает и расширение полномочий Агентства по защите конкуренции, которое за последние годы имело разные формы и названия, но так и не смогло справиться с монополиями, учитывая их тесную связь с правящей элитой. При этом диктат монополий также является одним из факторов инфляционного роста. И если инфляцию рассматривать как “налог для бедных”, то от ее роста сильно пострадают как раз те слои и группы населения, которые являлись сторонниками существующей социально-экономической и политической системы - новый средний класс (работники быстро растущей сферы услуг), мелкий бизнес и вообще жители крупных городов. Среднесрочная экономическая стагнация повлечет ухудшение материального положения большей части казахстанцев. Уже сейчас мы видим массовые сокращения в банках, строительных компаниях, сервисных службах и т.д. Собственно, по этой причине многие казахстанцы утратят свой социальный статус, спустившись к его нижней кромке. Этот процесс приведет к росту маргинальных слоев в обществе, которыми движут протестные настроения. У нас появятся “новые бедные”, которые в отличие от “старых” могут быть более активными. Конечно, о революционной ситуации говорить нет смысла. Но сложившаяся обстановка способна дать второе дыхание казахстанской оппозиции, у которой появится шанс увеличить свою социальную базу, если, конечно, она приложит для этого хоть какие-либо усилия.


Сауле АМИРБЕКОВА, PR-менеджер   Мозговой штурм ниже пояса
Никогда не думала, что заскучаю по цензуре. Но именно о ней, как о спасении, думаю, когда вижу очередные результаты мозговых штурмов криэйторов из рекламных агентств. Последние два года мы наблюдаем на рынке казахстанской рекламы рост эпатажа, граничащего с провокационными бесчинствами. И это тренд, перспективы которого сложно переоценить.


Одними из первых стали финансовые структуры с неоднозначной рекламой “Даем всем!” и однозначным “аннуительным” слоганом. Народ на кухнях и электронных форумах повозмущался, впрочем, были редкие голоса, поддержавшие “нестандартное мышление”. Но ничего не произошло. Рекламные кампании завершились лишь согласно плану, а не по принуждению со стороны соответствующих контролирующих органов. Производители алкогольных напитков и вовсе расхрабрились. “Одной всегда мало”, - с размахом подошли рекламные “гуру”, рекламируя и чрезмерное употребление якобы “безалкогольного” пива, и одновременно более чем явно намекающие иллюстрацией на групповой секс, что уже далеко за гранью фола. Следующие рекламные акции в том же духе: “Всегда охота!” - и даже в бренде присутствует намек на секс. В это же время крупная розничная сеть в рекламном ролике делает недвусмысленные намеки на секс за “сущие копейки”, явно подыгрывая российским коллегам-единомышленникам с нашумевшей рекламой пылесосов.

Сторонники провоцирующей рекламы с удовольствием приводят в пример и другие аналогичные кейсы из российской практики. Но… забывают сказать о том, что Федеральная антимонопольная служба России вовсе не спускает подобные изыски и наказывает любителей публичных пошлых шуток типа “Цены просто о...”, “Размер имеет значение” с огурцами и т.д. Более того, ФАС борется не только с рекламой, содержащей сексуальный подтекст или ненормативную лексику. Это ведомство запретило ролик пива, “продвигающий тип мужского поведения, предполагающий пренебрежение семейными обязанностями” как “оскорбительный для оберегаемых в обществе семейных ценностей”. Был наложен штраф за рекламу с выражениями: “Кто не в Prada, тот лох!”, “Все люди как люди, а я в Burberry”. Еще в январе 2007 года была запрещена реклама с группой “Звери” как “побуждающая к совершению противоправных действий, а также призывающая к насилию и жестокости” (кстати, на казахстанском ТВ ее продолжали крутить). Из-за сложностей с формулировкой единых критериев в России разбирательства начинаются после появления в территориальных управлениях ФАС жалоб, но в таком случае иски и запреты, напротив, становятся усилителями эффекта.

У нас же в стране контролирующие органы в лице департамента языков, “Алматы Жарнама” и департамента культуры при утверждении рекламных макетов, похоже, озабочены исключительно наличием перевода на государственный язык рекламного текста, а иногда и международных брендов (маразм, но это другая история), и его местонахождением (чтоб непременно сверху или справа). Все. Остальное - не их забота.
А между тем в ряде стран рекламу с сексуальным подтекстом запрещают еще до выхода на публику. Впрочем, в развитых странах работают саморегуляторы.
Понятно, что к эпатажу рекламщики прибегают как к дешевому способу привлечь внимание. Спору нет, эпатажная реклама допустима, но исключительно на определенных носителях, где она недоступна, к примеру, детям...

Жанузак АКИМ, кандидат биологических наук  Кто Родину защитит?
По данным ООН, в последние три-четыре года в Казахстане смертность превышает рождаемость, а средняя продолжительность жизни снижается. К этому привела отмена всех льгот пенсионерам, инвалидам, кормящим матерям, многодетным семьям.

Восемь лет назад был принят Налоговый кодекс, который упразднил все льготы эпохи развитого социализма. Жертвами реформ стали самые незащищенные слои населения. Людям приходится выживать в экстремальных условиях, так как происходит своеобразный естественный отбор - как в дикой природе.
Если сравнить пенсии наших и российских пенсионеров, то у   соседей старики получают в полтора-два раза больше. Кроме этого у них сохранились льготы на коммунальные услуги, за свет, связь, проезд на общественном транспорте и т. д. В среднем российские пенсионеры и малоимущие оплачивают половину стоимости  того, за что наши  выкладывают по полной программе.

В результате такого “отбора” первыми начали вымирать люди старшего возраста, многие из которых не доживают до пенсии. Возросла детская смертность, умирают молодые матери.
Из-за отмены льгот значительно ухудшилось благосостояние  больших групп граждан, что, в свою очередь, привело к оттоку определенной части населения из страны и до сих пор препятствует возвращению в Казахстан.
Пора наконец привести наши планы в соответствие с реалиями жизни. В последних четырех посланиях главы государства социальный блок назывался приоритетным направлением государственной политики. Два года тому назад была поставлена задача к 2025 году довести количество населения республики до 20 миллионов человек. По прогнозам  же ОНН, к 2050 году население Казах-стана будет составлять примерно 13 млн. человек. Кому верить? Что-то у нас с арифметикой не в порядке...
Опыт других стран показывает, что сам по себе рост ВВП не решает всех проблем общества. Во второй половине прошлого века ВВП США увеличился в 4,5 раза. Но количество безработных, бедных и бездомных при этом не уменьшилось! Таким образом, удвоение ВВП, о котором так беспокоятся власти, еще не означает, что наши люди будут жить лучше. 

Для исправления отрицательных тенденций в демо-графии необходимо восстановить все льготы незащищенным слоям населения, что должно быть заложено в новый Налоговый кодекс.
Повысить рождаемость можно, если в республиканском бюджете предусмотреть пособия на детей хотя бы на таком уровне, как в России. Это позволит снизить уровень детской смертности и увеличить продолжительность жизни. Этот показатель определяет индекс человеческого развития ООН, по которому оцениваются страны. Если наше правительство не сможет выполнить эту социальную задачу, то о вхождении Казахстана в число 50 развитых стран можно забыть.
Напомню, плотность населения в Казахстане – 4,5 человека на квадратный километр (в Японии - более двух тысяч человек). С таким малочисленным населением мы никогда не сможем развить инфраструктуру и построить конкурентоспособную экономику.

Есть еще одна важная проблема, о которой, судя по всему, власти забывают. Нас окружают соседи, испытывающие большие проблемы с перенаселенностью... и  находимся мы в Азии, где пока не создана организация наподобие Евросоюза, поэтому обороноспособность страны нам придется обеспечивать исключительно своими силами. Сможем ли мы защитить такую огромную территорию, если население страны сокращается?

Поделиться
Класснуть

Свежее