9174

Талгат АКУОВ, президент Независимой ассоциации предпринимателей: Если люди выйдут на улицу, мы их по

Талгат АКУОВ, президент Независимой ассоциации предпринимателей: Если люди выйдут на улицу, мы их поддержимВ январе на заседании политсовета “Нур Отана” президент НАЗАРБАЕВ поручил руководству партии власти разработать программу под амбициозным названием “10 сокрушительных ударов по коррупции”. В ответ партия, на полном серьезе претендующая на роль “руководящей и направляющей силы” общества, пока что ограничилась дежурными заклинаниями: дескать, навалимся всем миром, не оставим коррупции ни малейшего шанса!
Между тем в стране есть силы, обладающие, как им кажется, конкретными рецептами. Другой вопрос, что об их действенности можно спорить. Одна из этих сил - малый и средний бизнес - точно знает: бороться надо не столько с коррупцией, сколько с системой, ее порождающей.
Об этом беседа обозревателя газеты “Время” Виктора ВЕРКА с президентом Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Казахстана Талгатом АКУОВЫМ.

- Талгат, президент в своем недавнем Послании народу призвал чиновников не мешать бизнесу, создать ему условия для полноценного развития. Но, насколько я помню, подобные призывы раздаются уже несколько последних лет...

- И все эти годы количество “флажков” на пути предпринимателей не уменьшается, а увеличивается. И мы, бизнесмены, вынуждены констатировать: слова власти зачастую расходятся с ее делами... Причем не только в том, что касается развития бизнеса. Поднимите прошлогоднее Послание - в нем немало слов о необходимости поднять благосостояние бюджетников. Так отчего же сегодня, год спустя, учителя, врачи и даже военные готовы бастовать? Значит, прошлогоднее Послание не исполнено...

- И что же из этого следует?

- То, что нужно менять систему! Кто докладывает президенту, что у нас инфляция в норме, когда мы на себе чувствуем: стоимость той же среднестатистической продовольственной корзины выросла за прошлый год от 25 до 50 процентов! И может ли средний предприниматель чувствовать себя уверенно, когда он видит: те, кому он доверил здоровье и обучение своих детей, ощущают усиливающийся дискомфорт. Поэтому, если завтра врачи и учителя выйдут на улицы, мы, бизнесмены, их поддержим! Так что все разговоры наших рулевых о “социальной ответственности бизнеса” останутся пустым сотрясанием воздуха до тех пор, пока государство само не возьмет на себя социальную ответственность за судьбу бюджетников.

- То есть вы предлагаете государству сделать первый шаг. А сами, стало быть, не торопитесь разделить с ним эту ответственность?

- Да мы бы с радостью! Но посмотрите, что оно - государство - делает. Помните, несколько лет назад я со страниц вашей газеты предлагал ликвидировать финансовую полицию? Так я и сейчас остаюсь при своем мнении, несмотря на то что после прихода к рулю финпола Сарыбая КАЛМУРЗАЕВА многие проблемы, возникавшие между этим ведомством и бизнесменами, или исчезли совсем, или заметно потеряли остроту. Но тем не менее по-прежнему существует “презумпция виновности” предпринимателя перед государством...

- Что вы имеете в виду?

- Помните, президент в своем Послании говорил: вот, мол, фирма только встает на ноги, а тут приходит финпол и штрафует ее на 2 миллиона. По действующему законодательству не только финполиция, но и любая проверяющая структура - пожарная инспекция или санэпидслужба - имеет право тебя оштрафовать, и потом ты в течение 10 дней должен доказывать, что санкция наложена неправильно. Если речь идет о больших суммах штрафных санкций (свыше 2 млн. тенге), то под угрозой оказывается само существование бизнеса, которым человек занимался уже несколько лет. В практике НАП был пример, когда районная налоговая инспекция проводила проверку в продовольственном магазине и наложила штраф 3 миллиона. Предприниматель собрал 5 тысяч долларов на взятку. А через несколько дней к нему приходит налоговый инспектор: мол, извини, у меня сын на днях машину разбил,  так что я тебе выпишу штраф на 10 миллионов, а ты подумай, как со мной “развести”. И таких случаев хватает. В том случае владелец магазина обратился в прокуратуру, но там дело замяли. А проблема-то осталась! Поэтому я считаю, что когда речь идет о крупных штрафных санкциях, налоговики должны обращаться в суд и там доказывать свою правоту. И только если суд признает их аргументы весомыми, они должны возбуждать уголовное дело.

- Вернемся к финполиции, которую вы предлагаете упразднить. Но найдутся люди, которые вам скажут: прокуратура в ее сегодняшнем виде тоже не нужна...

- Вот именно - “в сегодняшнем виде”! Надо упразднить финполицию, а лучших ее сотрудников перебросить в Генпрокуратуру, во главе которой вместо Рашида ТУСУПБЕКОВА поставить Сарыбая КАЛМУРЗАЕВА. А то мы уже перестали понимать, есть в стране прокуратура или нет...

- Талгат, вынужден ловить вас на слове. В начале нашего разговора вы утверждали, что необходимо “менять систему”. А теперь предлагаете просто переставить с места на место людей. Так что же все-таки нужно менять?

- Систему! Но для этого нужны прежде всего политические изменения, которые возможны только со сменой ключевых персонажей верховной власти.

- Даже так?

- Да. К рулю страны должны прийти новые люди с новым мышлением, прежде всего - экономическим. При этом ни я, ни малый и средний бизнес, чьи интересы я выражаю, не причисляем себя к оппозиции. Мы - за действующую власть, мы поддерживаем те цели и задачи, которые она ставит перед страной и обществом. Но в то же время мы понимаем - для их достижения нужны качественно новые люди. Сегодняшние наши рулевые вышли из советского прошлого, причем из того его периода, когда речь шла не о развитии системы, а лишь о поддержании ее в более-менее пристойном состоянии. Благодаря властным командам первых лет независимости мы сохранились как государство, как общество. А сегодня для качественного скачка вперед нам нужны не кризисные менеджеры, а менеджеры развития. Иначе говоря, переправа успешно пройдена - пора менять коней.

- Может быть, еще подскажете, на кого их менять?

- На тех, кто способен прежде всего назвать вещи своими именами. Скажем, страна переживает банковский, финансовый кризис, а председатель Нацбанка Анвар САЙДЕНОВ заявляет: это не кризис, это “шок”. Пусть бы г-н Сайденов попробовал хотя бы на недельку сесть на мое место и вплотную заняться проблемами малого и среднего бизнеса. Тогда бы он наверняка понял: это именно кризис! Ведь без пополнения оборотных средств бизнеса дальше его развивать невозможно. Это мощнейший удар по становому хребту страны - среднему бизнесу, среднему классу!

- И все же давайте вернемся к вопросу о смене коней. На кого менять предлагаете?

- А вы присмотритесь внимательно к сегодняшним знаковым фигурам в политической элите страны. Поискать стоит среди них. Нет, не в оппозиционном лагере, а именно в рядах тех, кто поддерживает действующего президента.

- Да? Так огласите же список поскорее!

- Эти имена у всех на слуху. Но я не буду называть их, чтобы не оказать этим людям медвежью услугу. Надеюсь, вы меня понимаете?

- Разумеется...

- Но я убежден: чем быстрее кто-то из них придет к руководству страной, тем скорее мы выйдем на качественно новый уровень развития. Сегодняшняя политическая элита уже сыграла свою историческую роль вчера. И, оставаясь у руля, рискует уподобиться великому французскому футболисту Зинедину ЗИДАНУ. Не уйдя из большого спорта вовремя, он в итоге запомнился миллионам болельщиков не как голеадор, а как зачинщик драки с итальянцем МАТЕРРАЦИ. Сегодня власть, вместо того чтобы вырабатывать для общества четкие и понятные алгоритмы развития, погрязает в межэлитных разборках, в “битве” с коррупцией...

- ...которая, к удивлению многих, отдана на откуп партии “Нур Отан”, так?

- Этот шаг был бы понятен, обладай партия реальными рычагами воздействия на коррупционеров. Помните, как когда-то КПСС (“смотри, партбилет на стол положишь!”). Это во-первых. А во-вторых, нельзя ожидать прорывных шагов от политической структуры, которая во всем - вплоть до мелочей! - смотрит в рот своему лидеру. И это ведь везде так! Вот, скажем, чиновник необоснованно волокитит открытие бизнесменом своего дела. Тот жалуется местному прокурору. А прокурор, вместо того чтобы, объективно разобравшись, выносить определение в адрес волокитчика, бежит к его начальнику - акиму - “советоваться”. В итоге чиновник просто остается безнаказанным... Вот и “Нур Отан” будет “бороться” с коррупцией так же, как тот прокурор... Сегодня нур­отановские вожди призывают сообщать о фактах коррупции в партийные общественные приемные по регионам. Идея вроде бы хорошая. Но на деле все превращается в фикцию.

- Потому что у партии нет ни желания, ни возможностей?

- Конечно! И такая же картина с президентскими инициативами о “поддержке предпринимательства”. Вот президент говорит министрам: чаще встречайтесь с бизнесменами, выслушивайте их предложения, берите лучшие на заметку. За последние годы я побывал не на одной такой встрече. Толку - ноль.

- Почему?

- Ни одно наше предложение даже не обсуждалось. Правительству это как будто для галочки нужно... А нам что, делать нечего? Или командировочные некуда девать? Хотя мы предлагаем конкретные улучшения того же, например, налогового законодательства. Допустим, в Китае начинающий производитель освобождается от налогов на пять лет. А у нас только начал работать - плати 30 процентов. У китайцев социальный налог полтора процента, у нас - 13. На таможне с китайской стороны сразу пропускают весь груз, у нас предприниматели вынуждены участвовать в многомесячных разборках с разными криминальными “донами корлеоне”. И все это с молчаливого согласия властей. В таможенном законодательстве полно лазеек, за которые эти “доны корлеоне” платят своим людям в правительстве. А Таможенный кодекс надо делать законом прямого действия, как Налоговый кодекс. И потом ни в одной стране таможенные пошлины на импорт сырья и комплектующих не бывают выше, чем на импорт готовой продукции. Чтобы завезти в Казахстан новое оборудование, мы должны отдать 40 процентов его декларируемой стоимости. Нигде в мире такого нет! Повсюду фирмы, которые реинвестируют прибыль в развитие производства, приобретение нового оборудования, освобождаются от налогов. Повсюду - только не у нас! Мы постоянно твердим об этом во всех властных кабинетах, но, увы...

- Зато мы уже не первый год в ВТО собираемся.

- О каком ВТО можно говорить, когда нет условий для развития отечественного производства! Наши законы подталкивают предпринимателей к уходу от налогов. Не нужно упрекать бизнес в стремлении “прятать” доходы, уходить от социальной ответственности! Предприниматели готовы платить налоги, но они ждут от государства честных и понятных правил игры. Мы же не слепые - видим систему изнутри. И она - система - в своем нынешнем виде уже исчерпала все ресурсы для развития. Пусть президент пригласит меня - я все ему объясню!

- Объясните что?

- Какие гайки, болты, узлы системы нужно поменять, чтобы она заработала. Все эти так называемые “институты развития” (“Самрук” и т. д.) - блеф! Покажите мне хоть одно действующее предприятие, которое они запустили. Нет таких! Тот же Зейнулла КАКИМЖАНОВ, что бы о нем ни говорили, в бытность министром госдоходов внес в налоговое законодательство новации, которыми мы пользуемся уже не один год. Но ведь все, что еще вчера было прогрессивным, сегодня устаревает...

- Представьте себе, что вас позвали во власть. Что бы вы предприняли в первую очередь?

- Повернулся бы лицом к народу и спиной - к нефтекачалке. До сих пор власть стоит в диаметрально противоположной позиции. Вот, скажем, построили мы трассу от Алматы до Астаны, вложили в нее сотни миллионов долларов. И теперь люди едут от южной столицы в северную через голую степь. А почему бы не предложить тому же бизнесу налоговые и прочие льготы, чтобы предприниматели строили вдоль дороги коттеджные городки, создавая в них какие-то малые производства, сферу услуг, заправки, мойки, гостиницы? Глядишь, люди из полузаброшенных аулов потянутся туда - жить и работать. Тогда будет иметь смысл и затея с платными дорогами, которую сегодня лоббирует министр транспорта Серик АХМЕТОВ. В принципе, платные дороги - это правильно. Но какой смысл человеку платить, если он проезжает сотни километров по безлюдной, голой степи, рискуя из-за любой неполадки или непогоды элементарно погибнуть, не дождавшись помощи?! Заставьте любого иностранного инвестора проехать на машине из Астаны в Алматы и обратно, а после спросите, что он теперь думает об инвестиционной привлекательности Казахстана. Ответ, думаю, несложно предугадать...

- Хорошо, предположим ваша идея получит поддержку, под нее даже откроют финансирование. Но тут же как грибы после дождя начнут появляться бесчисленные посредники, которые просто “распилят” эти деньги. А степь по обеим сторонам трассы по-прежнему останется голой и безлюдной.

- Нужна работающая система ответственности власти перед обществом. Хотя бы такая, как в советские времена: проворовался - сначала положи на стол нуротановский партбилет, а потом иди под суд! В итоге ты если и не сядешь, то, по крайней мере, вылетишь с госслужбы с волчьим билетом. И так - с каждым, будь он премьер, аким или министр... Но при этом на госслужбе тебе есть что терять - хорошую зарплату, социальный пакет, возможность сделать головокружительную карьеру. А сегодня чиновник воспринимает госслужбу как кормушку, потеряв которую, ничем по существу не рискует. Главное для него - расставить везде “своих людей”, создать схемы “честного отъема” денег у государства, которые будут кормить его еще многие годы после отставки. Вот эту “систему кормления”, пронизавшую государство сверху донизу, нужно менять. И чем скорее, тем лучше. Именно она порождает коррупцию. Которую никогда не победить, нанося “сокрушительные удары” из пушки по воробьям.

Виктор ВЕРК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть