9176

История по заказу не пишется

Недавно группа видных деятелей культуры и науки обратилась ко всем представителям отечественной интеллигенции  с призывом “стать создателями  подлинной  летописи становления и развития Республики Казахстан” (см. “Настало время”, “Казахстанская правда” от 7.2.2008 г.). Авторы этого обращения, среди которых Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, Асанали АШИМОВ, Мурат АУЭЗОВ, Шерхан МУРТАЗА и другие (всего 28 подписей), полагают, что “сегодня настало время для научного и художественного осмысления новейшей истории независимого Казахстана”.
Как оказалось, не все согласны с маститыми подписантами. Мы публикуем письмо, в котором изложена другая точка зрения.

Уважаемые представители научной и творческой интеллигенции!

Ваш призыв подвигнул нас на некоторые размышления.
Мы все еще принадлежим к тем поколениям, которые относятся к коллективным письмам и обращениям отечественной интеллигенции с необъяснимой тревогой и нехорошим предчувствием. Жива еще память о причинах и печальных последствиях всякого рода “реакции работников пера”. Такое уже было, и не раз. Многие “обращения”, к счастью, забыты и стали достоянием преющих подшивок цековских изданий, мирно дремлют на пыльных полках архивов и библиотек.

Не скроем, ваш призыв “оставить потомкам правду истории, правду жизни” вызвал в нашей памяти целый рой тягостных воспоминаний. Мы помним, как пытались описать “историю” для будущих поколений (т. е. для нас!) авторы оперы “Целина”, блокбастера “Кубанские казаки”, картины “Строители Беломорканала”, балета “Ангара”, поэмы о батыре Ежове и тому подобных шедевров эпохального “творчества масс”.

Хотим напомнить уважаемым корифеям, что История пишется каждый день. Ее нельзя писать по заказу. Опыт двадцатого столетия многократно подтверждал истину о тщетности несвоевременного “культивирования” правителей и эпох. Что уж говорить о созданных ими политических и исторических доктринах! Современность во всех своих многосложных проявлениях и взаимосвязях настоятельно диктует необходимость отказа от стереотипов. Пора смотреть правде в глаза, надо начать жить, памятуя о простых истинах: Чести, Достоинстве и Справедливости.
И подлинная история пишется самой жизнью. Ее пишут тысячи не уполномоченных никем наших соотечественников. Ее проявления многообразны. Это письма матерей, жалобы ветеранов, форумы интернет-сайтов, публикации газет, решения правительства, резолюции митингов, постановления судов. По ним будут судить потомки о времени и о нас. Попытка оставить им “готовые” интерпретации, идеологемы в лучшем случае будут несостоятельными. Сам ход Истории подвергает сомнению любые “шедевры” пропаганды…

Мы не сумеем понять тот или иной исторический период, если оставим без внимания присущие ему ненаучные и даже псевдонаучные представления и предрассудки. А что делать, если значительная часть духовной работы общества по осмыслению прошлого, настоящего и будущего зиждется на тех самых “ненаучных и даже псевдонаучных представлениях и предрассудках”? Сумели ли мы правильно оценить и сделать выводы из своего собственного прошлого? Сумели ли преодолеть рецидивы колониального, посткоммунистического сознания? Очевидно, что нет.

Сегодня, к нашему стыду, мы не осмыслили не только события далекого прошлого, но и относительно недавние процессы, связанные с созданием “Алаш-орды”, Революцией в Степи, коллективизацией, Голодомором 30-х, послевоенным развитием республики, событиями декабря 1986 года. Мы не осмыслили советскую эпоху во всей ее целостности. Хуже того, за годы независимости было сделано немало шагов, направленных на фальсификацию и мистификацию Истории. Общество, прежде всего его интеллектуальные круги, не отрефлексировало вопросы нацстроительства, языковой политики, кампании по массовой приватизации. Многие стыдливо молчат, когда речь заходит о поиске правды по таким знаковым событиям, как политические процессы и убийства политиков. Доколе?
Карл Юнг как-то сказал: “То, что мы не вносим в наше сознание, случается в нашей жизни как судьба”. Какой будет судьба нашей страны и нации, если мы сегодня избегаем глядеть в глаза правде? Если мы избегаем даже не отдельных вопросов, а целых пластов проблем, которые, накапливаясь, тянут нас на дно бессознательного и архаики? Что делать, если воннегутовские “заяц истории” и “черепаха литературы” бегут не просто с разной скоростью, но и в противоположных направлениях?

Отдельного рассмотрения требует и эффективность упоминаемой вами госпрограммы “Культурное наследие”, важность и необходимость которой не вызывает никакого сомнения. Очевидно, что данная программа в нынешнем виде не отвечает глобальным задачам обеспечения интеллектуального прорыва, модернизации общества и государства. Прорыв не может быть обеспечен исключительно за счет реставрации и консервации духовно-интеллектуального и культурного наследия Казахстана. Не отрицая важность “охранительных” задач программы, мы считаем более ценным создание атмосферы постоянного интеллектуального поиска, историко-философского осмысления не только прошлого, но и настоящего, и будущего страны. А последнее невозможно без свободы и конкуренции, объективного, освобожденного от пропагандистских штампов критического анализа происходящих глубинных процессов.

Уважаемые деятели культуры и науки!
Подлинно научное или художественное осмысление истории - это акт сугубо индивидуальный. Научный или творческий поиск подразумевает прежде всего высокую ответственность, которая может быть только личной. Коллективной же бывает только безответственность или круговая порука. Потому наша с вами общая задача сегодня - просто жить честно, мыслить суверенно, строить и укреплять наш Независимый и Свободный Казахстан. Оценку сегодняшнему дню дадут наши потомки, надеемся - благодарные.
Это наше видение вопроса. Мы готовы вместе с вами вершить и осмысливать славную историю нашей Родины. Не на словах, а на деле. Но для начала нужно прийти к более или менее схожим позициям относительно вопросов о том, что есть наша История, каким мы видим наше общество, как должно развиваться государство. Совместно в ходе открытых дискуссий предложить новые ценности, которые будут цементировать общество. Искусственные субстраты и паллиативы такими ценностями стать не смогут.

Н . Еримбетов, руководитель ОО “Культурный фронт”; Д. Куат, писатель, шеф-редактор газеты “Қазақстан”; А.Саримов, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбайулы; Д. Амантай, писатель, лауреат  госпремии “Дарын”,  гл. редактор газеты “Начнем  с понедельника”; Т. Ешенулы, поэт,  гл. редактор газеты “Жас қазақ”; Ж. Сулеев, публицист, гл. редактор интернет-сайта  “Диалог”; А. Кеншиликулы, критик, лауреат премии “Алаш”
Поделиться
Класснуть