7942

Не наши проблемы

Не наши проблемы Искусство, как известно, - суть отражение жизни и ее проблем. В связи с тем что уникальная историческая миссия нашей страны подразумевает не отражение проблем, а отрешение от них,  данный тезис получает новый смысл.
Если раньше мы считали, что где проблема - там искусство, то теперь твердо знаем: где искусство - там проблема.
Вот и известный искусствовед Баян Карибаевна БАРМАНКУЛОВА много знает о проблемах казахстанского искусства, то есть, простите, об искусстве казахстанских проблем.
Как частных, так и глобальных.

Проблема первая: профессиональная

- По молодости я очень резко писала, а теперь, с возрастом, сочувствую художникам. Они ведь совершенно не защищены от мира. И я не истина в последней инстанции. Чем больше я работаю, тем больше понимаю, как много осталось непознанного. Вдруг я не увидела в картине то особенное, что там есть?
Каждый художник способен создать сильный образ. И это видно в портретах близких - я не видела ни одного материнского портрета, который бы не был проникновенным произведением искусства. Поэтому я пишу сейчас так: “В своих лучших работах этот мастер”...
Художникам нужна публичная поддержка. Критика хороша в мастерской.

Проблема вторая: монументальная

- Лет шесть назад я входила в госкомиссию по утверждению памятников. А потом ушла - не смогла терпеть то, что там происходило.
Почти всегда судьбу памятника решали не скульпторы и искусствоведы, а чиновники. И появлялись на улицах несовершенства.
Самый неудачный памятник - это недавно установленный монумент “Тәуелсiздік таңы” на Желтоксан и Сатпаева. Я уже смирилась с Абылай ханом на привокзальной площади Алматы II... Но это! Если мне будут попадаться на глаза авторы проекта, я, наверное, постараюсь глаза отвести.
Во-первых, таких разорванных стел в СССР установили тысяч сто. Во-вторых, в монументе абсолютно не соблюдены масштабы и пропорции. Фигура девушки и ее движения банальны. Это пустой знак, а не глубокий образ.

Проблема третья: историко-политическая

- Государство приняло программу “Культурное наследие”, чтобы доказать, что Казахстан имеет очень глубокую историю. Но чем старше государство, тем быстрее оно если не умрет, то сильно изменится. Все вели-
кие цивилизации исчезали. Египет, Византия, майя, инки... Государство - как человек, у него есть периоды детства, юности, зрелости и старости. И потом, тянуть нити напрямую от саков к казахам - немного искусственная постановка вопроса. Мы живем здесь и сейчас.
В 2011 году в Алматы будет проходить Азиада. Почему бы к этому времени не сделать капитальный ремонт здания Музея имени Кастеева? Ведь музей - это, можно сказать, лицо государства. Его нужно пестовать и лелеять. (Хотя если вы спросите меня, всю жизнь отдавшую искусству, что сделать на выделенные государством деньги - отремонтировать музей или построить родильный дом, в котором бы не умирали младенцы, я отвечу: роддом.)

Проблема четвертая: управленческая

- В Кастеевский меня пригласила директор Роза ЖУСУПОВА как специалиста по казахскому изобразительному искусству. Три месяца я отказывалась - но в конце концов, на свою беду, согласилась.
Через некоторое время у нас возникло непонимание, связанное с тем, что Жусупова видит работу в музее совсем не так, как видит ее коллектив. Она полагает, что музей - это очень большая галерея, на которой еще можно зарабатывать. Это просто глупо! Нигде в мире музеи сами не зарабатывают.
Плюс к этому она собралась открыть археологиче­скую экспозицию, которая к музею изобразительного искусства не имеет никакого отношения. Причем в качестве консультантов позвала итальянца и бельгийца. Они, дескать, будут работать над тем, чтобы мы поняли, откуда наши корни. Ну это все равно как если бы я сказала в галерее Уффицы, что там нужен зал археологии для выяснения происхождения итальянцев.
Таких ситуаций было немало. В конце концов я решила уволиться. Самое интересное, что мне потом позвонили и сказали, что меня увольняют ввиду отрицательного результата во время испытательного срока. Короче говоря, в силу профнепригодности.
Разумеется, такое оскорбление после 42 лет искусствоведческой практики в моем возрасте и с моим статусом трудно стерпеть.
Буду подавать в суд.

Проблема пятая: государственно-оценочная

- В 2006 году государство выделило Кастеевскому музею на закупку предметов искусства 8 миллионов тенге, в прошлом - 5 миллионов, а в этом - всего 3. И это при том что дорожает не только жизнь, но и искусство.
Сама процедура госзакупок очень странная: все художники выставляются на тендер, и, по идее, кто меньше попросит за свою работу, у того государство и обязано купить. Почему бы нам в таком случае не объявить тендер на пост нашего министра культуры? Кто согласится работать на самую маленькую зарплату, того и ставить.

Проблема шестая: оценочно-частная

- Летом прошел аукцион работ европейских художников. Ажиотаж! Вот Сальвадор Дали, а внизу приписка: 75/152. Что это значит? Что это 152-й оттиск из 75-й серии. Первые 12 оттисков в офорте считаются оригиналом. Потом идет поправка доски, потому что рисунок теряет четкость, и начинается вторая серия. Теперь представьте, что привезли нам. Это все равно что экземпляр газеты купить. А стоила работа Дали, между прочим, 25 тысяч евро. Купили. Имя, престиж.
А вот наших, не менее талантливых, покупают мало...

Проблема седьмая: аукционная

- В свое время я участвовала в проведении двух художественных аукционов. И уяснила, что в нашей стране это очень неблагодарное занятие: очень много затрат на проведение и мало дохода. Как правило, люди приходят, смотрят, узнают имя владельца или автора и идут к нему. А художник беззащитен - у него покупают картины, как картошку: давай я две возьму, но ты скинь вполовину. У нас же нет аукционной культуры!
Но недавно президент заявил, что аукционы необходимы как помощь художникам, и директору музея поручили провести всеказахстанские торги. Отобрали 30 авторов. Возникла шумиха: как, почему одни будут выставляться, а другие нет?!
Разрешили всем. Художников приехало тьма-тьмущая. Цены поставили фантастические. Аскар ЕСЕНБАЕВ, например, назначил за свою скульптуру 75 тысяч долларов. Но работа очень хороша.
А большинство привезли такое... Один живописец из Шымкента писал раньше дивных коров, степь... Эдакий казахский голландец. На аукцион представил портрет акима Шымкента, играющего на саксофоне.
Не могу сказать, что аукцион совсем не удался: купили восемь работ.
А министр культуры ЕРТЫСБАЕВ поручил провести музею еще один аукцион, но уже без государ­ственных денег. Даже не знаю, что из этого получится.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть