За кабель - в кабалу
В редакцию обратились несколько бизнесменов, недовольных кабальными, по их словам, договорами с “Алматы Пауэр Консолидэйтед” (АПК). Предприниматели показывали контракты, по которым их практически загоняют в угол. Общее возмущение выразила Нургуль А., коммерческий директор одной из компаний, сразу предупредив: она готова высказаться только на условиях анонимности.
По ее словам, последние два года все бизнес-структуры Алматы попали на крючок с помощью договора, изобретенного монополистом.
- Два года назад, - рассказывает
Нургуль, -
технические условия (ТУ) выдавались бесплатно. Мы платили за проект кабельной линии, оборудование и установку ТП (трансформаторной подстанции. - Т.К.).
И это было приемлемо. Сейчас этот листок стал дорогим. Расчеты просты: к примеру, я строю средний объект, на который требуется около тысячи кВт электроэнергии. АПК один киловатт оценил в 68 370 тенге. Теперь, чтобы получить техусловия, я обязана в течение пяти дней перечислить монополисту 68 млн. 370 тыс. тенге. При этом в договоре сказано, что потребитель платит всю сумму сразу, а АПК обязуется вернуть эти миллионы равными долями ежемесячно в течение... 20 лет! Выплата начинается с 37-го месяца после перечисления потребителем.
Но самое ужасное в другом - техусловия выдаются сроком на один год, в течение которого я обязана перечислить деньги в АПК, подготовить все необходимые документы для подключения. Если что-то не получилось, мои деньги не возвращаются и остаются на балансе АПК. Даже если предприниматель через год находит инвестора, ему опять приходится платить за ТУ и за все остальное. Но у меня же коллектив, которому нужно платить зарплату! Нужно приобретать и устанавливать оборудование, отчислять налоги государству и еще много чего. Одним словом, кабала...
Кроме всего перечисленного, в качестве “добровольно-принудительной” помощи энергомонополисту руководство АПК делает бизнесменам предложение, от которого невозможно отказаться: отремонтировать пару-тройку подстанций. Пока не завершится этот ремонт, потребителя попросту не подключат к линии.
- Предположим, все трудности уже позади, - продолжает
Нургуль. -
Я отремонтировала их подстанции, которые не имеют никакого отношения к моему объекту, заплатила за все и еду подключаться. А в АПК говорят: после монтажа кабеля и оборудования передайте все это на баланс монополиста БЕЗВОЗМЕЗДНО. Плюс к этой передаче заплатите нам налог - до 40 процентов от суммы оборудования и строительно-монтажных работ. Самое страшное - никто из руководства АПК ничего объяснять не хочет. Но в каждом договоре требует неукоснительно соблюдать конфиденциальность. Выходит, они заранее знают, что некоторые их требования, мягко говоря, противоречат закону, поэтому боятся огласки?
Бизнесвумен говорит, что предприниматели боятся обращаться в суд или в контролирующие органы.
- А ведь и государство выделяет монополисту средства на тот же ремонт подстанций, реконструкцию сетей и т.д. Получается, в АПК крутят и наши, и государственные деньги, - печально вздыхает предпринимательница.
Мы решили задать руководству АПК несколько вопросов.
Как выяснилось,
генерального директора АПК Марата ДУЛКАИРОВА неделю назад сняли с должности. Вместо него назначили
Александра ПАВЛОВА.
В понедельник и вторник я пытался связаться с Александром Марковичем, но новый начальник был слишком занят изучением дел и совещаниями. Его секретарь Мадина так и сказала:
- Г-н Павлов - новый человек.
В конце концов, я дозвонился до нескольких ответственных сотрудников АПК. Услышав, какие вопросы нас интересуют, они, словно сговорившись, отказывались назвать свои фамилии и, ссылаясь на “новую политику руководства”, отправляли меня в пресс-службу компании.
Пресс-секретарю АПК Ирине ШЕЙКИНОЙ я тоже названивал два дня, но тщетно…
Тохнияз КУЧУКОВ, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы
От редакции
А ведь нас интересовали весьма и весьма простые вещи. Вот вопросы, на которые мы пытались получить ответы.
1. Когда и кем установлен размер платы в 68 370 тенге за один киловатт?
2. Почему выдававшиеся бесплатно технические условия вдруг стали стоить десятки миллионов тенге?
3. Почему оплата за ТУ принимается единовременно, а деньги возвращаются частями?
4. Если в отведенный по договору год предприниматель не уложился, то сумма, перечисленная АПК, не возвращается. Почему в следующий раз ему опять приходится платить миллионы тенге?
5. Потребителя “просят” отремонтировать пару-тройку подстанций за свой счет, хотя государство выделяет деньги на эти же ремонтные работы. Куда в таком случае уходят бюджетные средства?
6. Почему договор носит конфиденциальный характер, ведь речь не идет о коммерческой или тайной сделке?
7. Почему монополист за расторжение договора по инициативе потребителя взимает штраф в размере пяти процентов от суммы договора, а за нарушение конфиденциальности - 20 процентов? Кем установлены такие проценты?

