9793

Логика кадровой политики

 
На днях страну накрыла очередная волна кадровых перестановок. Перестановки идут регулярно и при этом абсолютно непредсказуемо. То есть, разумеется, слухи-то ходят исправно. Но проблема состоит в том, что те редкие случаи, когда слухи подтверждаются официальным кадровым решением, являются случайным совпадением.

Старое правило о том, что чиновник хорошо проработавший энное число лет и показавший хорошие результаты, заслуживает повышения, давно утратило силу. Можно быть хорошим акимом и через неделю оказаться послом в далекой пустынной стране. Можно быть человеком, которого все считают чуть ли единственным порядочным чиновником в радиусе нескольких сотен километров (и при этом даже не брать взятки), а наутро оказаться в местах не столь отдаленных. А можно быть клиническим идиотом с привычно отвисшими карманами и при этом радостно дефилировать по новому высокому кабинету…

Нельзя сказать, что логики в казахстанской кадровой политике вообще нет. Напротив, она есть. Скажем, есть логика одного конкретного назначения. Но когда пытаешься понять смысл какой-нибудь кадровой многоходовки, то довольно быстро приходишь к выводу, что у генератора случайных чисел шансов решить эту проблему больше.
Есть, конечно, несколько общих замечаний. Вот, к примеру, почему противники того или иного назначения практически не апеллируют к базовому образованию оппонента: как, мол, физик-ядерщик справится с аграрным регионом? Да потому, что, когда придет твоя очередь, можно ведь тоже нарваться на вопрос: а вы вот давеча были против выдвижения физика на село, а сами-то с дипломом агронома или филолога на финансы-инвестиции претендуете? Неловко ведь получится.

Давно говорится о необходимости введения качественных показателей работы чиновников. Но кому это нужно на самом деле? Оценивать-то придется всех, а значит, надо будет постоянно ломать голову и об уровне безработицы, и о состоянии хлебного рынка, и об оснащении больниц и т.д. и т.п. Как в таких нечеловеческих условиях можно руководить регионом или отраслью?!

Однако у кадровой политики, особенно в отношении высших чиновников, есть еще одна логика. За полтора десятка лет сформировалась своеобразная прослойка сановников, освоивших все возможные профессии. Они уже и в идеологах побывали, и отраслевыми министрами, и силовиками, и региональными руководителями, и дипломатами, и квазиоппозиционерами. Такие и смогли сохранить доверие к себе на самом верху. При этом нажитые в боях харизма, опыт и связи начинают провоцировать, скажем так, завышенные политические амбиции, не совсем уместные для текущего момента. И чтобы эти избытки пассионарности не вылились наружу, упомянутую массу следует регулярно нейтрализовывать. Назначать на другую работу, совершенно не связанную с предыдущей. Направлять на один участок не одного, а двух-трех кураторов, формируя, так сказать, здоровую конкурентную среду. Натравливать прессу, чтобы не расслаблялись. Отправлять послами, дабы, любуясь на цветущую сакуру на склонах Фудзи, они могли погрустить о не очень случайной оговорке в газетном интервью.

Иными словами, пресловутое “тасование старой колоды” является важнейшим фактором обеспечения внутриполитической стабильности. В стране в целом и в элите в частности за последние годы нашлось немало лиц, у которых нервная система не была рассчитана на отечественное византийство. Ныне некоторые из них сидят за рубежом и уже понимают, что, кроме перспектив штатного разоблачателя, иного будущего уже нет…
Поделиться
Класснуть