14326

Кома

КомаСразу четыре иска против врачей намерена подать алматинка Елена ГАВРИЛОВА, чья мать Нина ГЕНВАРСКАЯ уже целый месяц пребывает в состоянии комы после визита в стоматологическую клинику “Аксай” (см. “Дантистов ад”, “Время” от 10.4.2008 г.). Нам стали известны шокирующие подробности происшедшего в злополучный вечер 12 марта.

- 12 марта моя мама обратилась в клинику “Аксай” для установки трех зубных имплантатов, - рассказывает Елена. - В тот день ей предстоял первый этап операции - вживление. Операцию назначили на 11 утра, а я должна была забрать маму после наркоза в 15.00. Я приехала в 14.00, но операция еще не начиналась, потому что, по словам мамы, перед ней пропустили нескольких клиентов вне очереди. Я еще тогда сказала ей: “Ты же видишь, какое здесь отношение к пациентам! Зачем тебе нужно здесь лечиться?” Но нас отправили в регистратуру заполнить бумаги, где мама отметила, что у нее сахарный диабет и небольшие возрастные изменения в сердце. Когда маму проводили на операцию, мне велели приехать за ней после 18.00.

В 18.30 Елена была в клинике. По ее словам, навстречу ей вышла заведующая отделением анестезиологии Гульназ ИСПАНОВА, сообщившая: пациентка спит. Елене было предложено погулять. Через два часа ей опять сказали, что мама по-прежнему спит. Еще пару часов спустя Испанова успокоила: мол, с вашей мамой все в порядке, но она еще не проснулась. Все врачи остаются на ночь. Гавриловой предложили уехать домой, пообещав вызвать ее, когда это понадобится. Почуяв неладное, женщина решила дождаться пробуждения матери в клинике.

- Через полчаса врачи вызвали меня в кабинет, - рассказывает Елена, - сели вокруг меня и сказали: “Чтобы вы сейчас не кричали на нас, будто мы навредили вашей маме, хотим вам сообщить: мы самостоятельно не можем вывести ее из наркоза, хотим вызвать реанимационную “скорую помощь”. Как вы считаете, стоит ли ее вызывать?”. Я ответила: “Мама вам доверилась, поэтому делайте все, чтобы она пришла в себя”. Потом я услышала, как стоматологи между собой говорили, что “скорая” совминовской больницы приедет только через полтора часа…

Кома“Неотложка” появилась уже около полуночи. С Елены врачи “скорой” взяли расписку, что она не будет иметь к ним претензий, если ее мать вдруг скончается при перевозке, поскольку ее состояние крайне тяжелое. Женщину привезли в больницу Управления делами президента, которую в народе по-старинке называют совминовской. Пациентку сразу подключили к аппарату искусственного дыхания, и только спустя две недели она задышала сама.

На снимке: Елена Гаврилова у постели матери, которая уже месяц на выходит из комы.

- Гульназ Испанова мне клялась, что, пока моя мама не поправится, стоматология будет оплачивать ее лечение. Позже я поняла: это делалось для того, чтобы я не подавала на них в суд. Но они оплатили лечение только до 1 апреля, а потом сообщили врачам совминовской больницы, что прекращают финансирование. А это 6,5 тысячи тенге в сутки за палату и вдобавок 5-8 тысяч тенге ежедневно за персональную сиделку. Я бы потянула это, если б знала, что через 10-15 дней мама поправится. Но врачи говорят, что она может пролежать в коме год…- плачет Елена.

Сейчас Гаврилова собирается привлечь к суду Минздрав, департамент здравоохранения Алматы, руководство клиники “Аксай” и конкретных врачей. Она считает, что стоматологи проявили халатность по отношению к матери: ей не сделали пробу на переносимость анестезии, не провели тщательных обследований и даже не завели медицин­скую карточку. При том, что за лечение больная заплатила 436 тысяч тенге. Кроме того, Елена обвиняет врачей в нерасторопности: дантисты вызвали “скорую” только через шесть часов, в то время когда при аллергической реакции (анафилактическом шоке) счет идет на секунды…

Главный врач клиники “Аксай” Светлана ЕШОВА от комментариев отказалась. По ее словам, клиника наняла юриста, который порекомендовал не отвечать на вопросы журналистов. Тем не менее Ешова заверила нас: стоматология не отказывается и в дальнейшем оплачивать лечение Генварской: “Хотя кома - это реакция организма, клиника взяла на себя полностью оплату лечения”. Кроме того, главврач заверила нас, что в ее клинике всегда делают пробные тесты на переносимость наркоза. Правда, не смогла ответить, подвергали ли Нину Генварскую этой процедуре.

А вот в беседе корреспондента газеты “Время” с главным специалистом по негосударственному сектору де­партамента здравоохра­нения Алматы Татьяны НОСКОВОЙ выяснилось: клиника “Аксай” пыталась скрыть инцидент от городского медицин­ского начальства.
- Они нас не проинформировали. Мы узнали о ЧП совсем недавно от врачей совминовской больницы. Хотя о любом серьезном происшествии клиника обязана ставить в известность департамент и главного стоматолога города, чего сделано не было. Поэтому 11 апреля в городском акимате состоялось серьезное разбирательство с участием главных стоматологов Алматы и республики. Клиника “Аксай” получала лицензию в 2000 году, а до этого была государственной. На тот момент, когда им выдавалась лицензия, уровень подготовки специалистов у нас не вызывал сомнений.

Кстати, инцидент в “Аксае” - уже второй “стоматологический” скандал в Казахстане за последнее время. 27 февраля в одной из частных стоматологических клиник Астаны совершенно здоровая 27-летняя Гулимкоз КАМБАРБАЕВА скончалась прямо в зубо­врачебном кресле. Совсем недавно по факту ее смерти прокуратура возбудила уголовное дело, расследование которого только началось…

Комментарий в тему
Сергей УТКИН, адвокат:
- У Елены два пути. Первый - в уголовном порядке добиваться, чтобы правоохранительные органы занялись расследованием этого дела и, если здесь есть признаки преступления, возбудили уголовное дело. Второй - действовать в рамках гражданского законодательства, требуя назначения независимой медицинской экспертизы. Но я по своему опыту знаю: врачи вряд ли захотят портить репутацию своим коллегам, потому что когда-нибудь сами могут оказаться в аналогичной ситуации.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Лучшая инвестиция - в будущее детей Частный случай
Лучшая инвестиция - в будущее детей

Накопить на учебу своих детей в лучших отечественных или зарубежных вузах страны под силу даже семьям с невысоким уровнем дохода. Просто нужно задуматься об этом заранее и выбрать подходящий инструмент для целевого капитала.

100