8893

Заповедная дурь

Заповедная дурьЧерез неделю после выхода публикации “ Под корень ” (см. “Время” от 16.4.2008 г.), герои которой - инспектора Панайот ЗАХАРОПУЛО и его сын Игорь - воспротивились незаконной вырубке столетних елей Шренка в Иле-Алатауском государственном национальном природном парке, Игорь ЗАХАРОПУЛО (на снимке) приехал в редакцию с новыми фактами нарушения природоохранного законодательства.Заповедная дурь

- После вашей статьи приезжала комиссия из Талдыкоргана, - рассказал он, - но не обнаружила никаких нарушений. Мне сказали, что мои обвинения необоснованны, срубленные деревья заклеймлены, документы на их вырубку в полном порядке. Однако у меня имеются доказательства обратного. Я специально поднялся еще раз к месту вырубки и зафиксировал на фотокамеру те самые пни, что снимал ранее, когда на них не было клейма. Так вот, на них на всех теперь красуются звездочки (знак того, что дерево подлежит санитарной вырубке. - Н.П.). Это доказывает, что в нацпарке идет хищническая заготовка деловой древесины под прикрытием санитарной рубки. При этом из-за сложного рельефа местности гибнет естественный подросток тянь-шаньской ели. Леса в горах близ Алматы имеют гораздо большее значение для региона, чем может показаться на первый взгляд. В конечном итоге горы могут совсем “облысеть”. Считаю, что необходимо ужесточить контроль за рубкой елей на особо охраняемых территориях и обязательно проводить экологическую экспертизу предстоящих рубок с участием независимых экспертов.

На снимке: 12 апреля пень был без клейма...

Тревогу Игоря
разделяют многие специалисты. Среди них - руководитель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ и инженер лесного хозяйства Евгений ДУДНИК.
- Наша организация занимается этим вопросом много лет, - говорит Сергей Куратов. - К сожалению, лесное законодательство в республике настолько несовершенно, что доказать незаконность таких вырубок очень сложно. В первую очередь надо менять законы, регулирующие эти вопросы, а иначе мы останемся без леса. Второй момент - необходима концепция национальных парков. Это места, где вообще никакие вырубки - даже санитарные - не должны проводиться. Парки для того и создаются, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде. В конечном счете все упирается в экологическую политику государства. На Западе, например в Канаде, около 90 процентов леса является государственной собственностью и они тщательно охраняются. Леса формируют климат, поддерживают водный баланс. А наши горные, так называемые реликтовые ели - очень “хрупкие”. Вдобавок ко всему тот же Иле-Алатауский национальный парк  - уникальный природный резерв чистой воды, который практически поит Алматы. Хищническая вырубка здесь приведет к проблемам с водообеспечением города. А это уже не просто экология, это - вопрос национальной безопасности.

На снимке: ...а 22 апреля клеймо на нем появилось.

Эколога-энтузиаста полностью поддерживает ветеран лесного хозяйства Казахстана Евгений Дудник.
- В Иле-Алатауском парке я проработал лесничим 15 лет, - говорит он. - Раньше такого беспредела не было. Вырубали только сухостой, потому что сухое дерево - рассадник вредителей. Каждые десять лет обязательно проводилось лесоустройство (ревизия деятельности лесохозяйственного предприятия. - Н.П.), по итогам которого определялись участки, требующие санитарной вырубки. В Иле-Алатауском нацпарке последнее лесоустройство было проведено в 1994 году… Руководство парка абсолютно не задумывается о последствиях массового уничтожения деревьев. При проведении санитарных рубок объем деловой древесины обычно не превышает 10-15 процентов от общего количества срубленных деревьев. Сейчас - с точностью до наоборот. В основном рубят деловой лес: на пеньке же не написано, было дерево сухим или нет. Самое обидное, что взамен срубленных деревьев молодняк “высаживают” только на бумаге. Ели очень медленно растут, и многие из них погибают в первые годы жизни. К сожалению, руководство парка предпочитает об этом не задумываться…

Получить комментарий в дирекции Иле-Алатауского национального парка нам не удалось. Секретарь сообщила: они переезжают в новый офис, а там пока нет телефона...

Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
plyaskina@time.kz
Фото Владимира Третьякова и Игоря ЗАХАРОПУЛО
Поделиться
Класснуть