17192

Нурмухамед БЕКТЕМИСОВ, председатель правления Нурбанка: Клиент ценит прозрачность больше громких фам

Нурмухамед БЕКТЕМИСОВ, председатель правления Нурбанка: Клиент ценит прозрачность больше громких фамилийДаже самые искушенные в банковском деле люди называют это феноменом. Еще бы, ведь после такого потрясения куда более крупные финансовые институты могли бы потерять почву под ногами и уже если не навсегда, то, по крайней мере, на годы лишиться самого дорогого для любого уважающего себя банкира - доверия клиентов.
В случае же с АО “Нурбанк” этого не только не случилось, но, напротив, ключевые показатели за 2007 год существенно улучшились, а в первом квартале нынешнего года эта обнадеживающая тенденция даже усилилась.
Впрочем, наша беседа с председателем правления Нурбанка Нурмухамедом БЕКТЕМИСОВЫМ касалась не только активов банка, его кредитного портфеля или маржи.


- Нурмухамед Амангельдыевич, подробности трагедии, случившейся в офисе банка (в том самом, где мы с вами сейчас беседуем) 31 января 2007 года, известны по публикациям нашей газеты и других СМИ. Но я хочу спросить вас не об этом. Скажите, что больше всего поразило вас в Нурбанке с первых дней работы здесь?

- Действительно, я пришел в банк в сентябре 2007 года - после того, как пик страстей был уже пройден. Поэтому мне было легче посмотреть на ситуацию в банке именно глазами финансиста. И кое-что меня действительно удивило, позволив глубже понять возможные причины событий 31 января прошлого года.

- Что именно, если не секрет?

- Прежде всего крайне слабо отстроенная система корпоративного управления. Именно эта слабость позволила произойти тому, что произошло. Под системой корпоративного управления в международной банковской практике понимается несколько базовых элементов. Во-первых, это полноценное функционирование совета директоров - органа, представляющего интересы акционеров. Это коллегиальный орган, который должен заседать на периодической основе, полностью контролировать происходящие в банке процессы и понимать их суть…

- А в прежнем Нурбанке совет директоров не работал?

- Я не готов ответить столь однозначно. Но если он и работал, то работал недостаточно последовательно и эффективно.

- То есть вы хотите сказать, что управление банком основывалось на чьем-то личностном восприятии, в данном случае - бывшего главного акционера Рахата АЛИЕВА?

- Ну… возможно. Ведь если отсутствует правильная система отчетности, мониторинга деятельности банка, то этот вакуум заполняется чем-то другим. Причем по внешним показателям банк активно развивается, генерирует прибыль, но эта радужная картина в любой момент могла быть омрачена…

- То есть?

- Понимаете, помимо официально обязательных форм отчетности (которые банк, будучи лицензированным участником рынка, контролируемым АФН, конечно, соблюдал) существуют формы управленческой отчетности. Они никем извне не требуются, но их присутствие зависит от степени требовательности акционеров и ответственности топ-менеджеров банка. Этого ключевого элемента в Нурбанке практически не было…

- Что давало возможность руководству банка ловить рыбку в мутной воде - вы это хотите сказать?

- Я хочу сказать, что глубинное понимание происходящих в банке процессов не доводилось (или доводилось некорректно) до совета директоров. Я не готов говорить о том, намеренно ли это делалось, но для меня совершенно очевидно: этим создавался информационный вакуум, дающий кому-то возможность монополизировать информацию и извлекать из этой монополии личные выгоды.

- Стало быть, вы фактически подтверждаете возможность воровства в прежнем Нурбанке?

- Я ничего не могу утверждать и тем более подтверждать. Но как человек, имеющий определенный опыт финансиста, пришел к выводу: теоретически такая возможность существовала.

- А как вы расцениваете ситуацию с депозитарными ячейками Нурбанка? Насколько известно, по команде тогдашнего главного акционера банка было вскрыто 100 из 200 депозитарных ячеек. Банк - это ведь очень консервативная структура: потерять доверие к нему клиентов очень легко, а вернуть его потом неимоверно трудно…

- Я понял, о чем вы хотите спросить. Начиная с июня 2007-го и до конца года банк не только восстановил прежнюю депозитную базу, но и показал рост (за полугодие - более чем на 40 процентов) средств клиентов на депозитах. А за первые три месяца нынешнего года этот показатель вырос еще на 30 с лишним процентов. Значит, доверие клиентов к банку сохранено. Более того, к нам вернулись многие из клиентов, вынужденных по разным причинам уйти в первой половине прошлого года.

- Все это просто замечательно. Но как вообще могло произойти разграбление ячеек?

- Я могу, к сожалению, оперировать только показаниями участников судебного процесса, а эти показания, как вы понимаете, носят весьма субъективный характер. Что касается сегодняшней ситуации, то мы с осени прошлого года пересмотрели все процедуры доступа к депозитарным ячейкам, существенно ужесточив их. Могу со всей ответственностью заверить: повторение подобного исключено. Сейчас у нас в банке сложилась такая корпоративная культура, при которой сотрудники не станут автоматически выполнять любые указания руководства.

- Хорошо, а как вы собираетесь (и собираетесь ли) восполнять ущерб тем клиентам банка, чьи депозитарные ячейки были ограблены?

- В прессе упоминались фамилии якобы собственников ячеек, которые, если судить по документам, таковыми не являются.

- Да? Но в ходе судебного процесса было доказано, что, например, ячейка 13-В принадлежит бывшему завхозу банка Айбару ХАСЕНОВУ.

- Речь идет о бенефициарной принадлежности, а не о юридической. Договора на указанную банковскую ячейку на имя Айбара Хасенова не было.

- Супруга Айбара Хасенова написала письмо в Нацбанк, АФН и Нурбанк, требуя дополнительного расследования и возвращения ей содержимого ячейки, которое она оценила в 300 тысяч евро. Что вы намерены делать?

- Мы не можем игнорировать подобные обращения - это было бы неправильно с точки зрения репутации нашего банка. Сейчас идет тотальная ревизия - уже по третьему кругу. Если де-юре - то есть по документам - будет выявлена принадлежность той или иной ячейки тому или иному лицу, то последуют действия с нашей стороны... Определить содержимое какой-либо ячейки на январь-февраль прошлого года вряд ли возможно. После завершения проверки мы доведем ее результаты - насколько нам позволяет законодательство - до заинтересованных лиц.

- И все же скажите: цифра 300 тысяч евро, озвученная в упомянутом заявлении, адекватна реальной?

- В информационных системах банка она нигде не отражена - уже в силу конфиденциальности самой услуги сейфовой ячейки. Я не могу поэтому говорить о наличии этой суммы или о ее отсутствии. То, что озвучено в суде, не исключено, носит субъективный характер. Впрочем, оценивать это - не моя компетенция. У суда одна информация, у банка - другая. И каждый имеет право интерпретировать ее по-своему.

- Что ж, ответ, достойный дипломата… Давайте вернемся к репутации Нурбанка. Ваш банк нарастил ключевые показатели, несмотря на шквал негативной информации о нем. Чем вы это объясняете?

- Одна из главных задач нового менеджмента банка, поддержанная его новыми акционерами, - выстраивание максимально внятной и прозрачной системы корпоративного управления. Это подразумевает, во-первых, приведение деятельности банка в соответствие со всеми международными стандартами. Во-вторых, налаживание цивилизованного информационного обмена с инвесторами. Мы считаем, что своевременное и правильное предоставление информации - основа основ банковского бизнеса. Цивилизованный банкинг невозможен без доверия. Причем речь идет не только о взаимоотношениях с акционерами, клиентами или контрагентами. Не менее важны доверительные отношения между менеджерами банка. Лично я не сторонник того, чтобы, едва заступив на должность, перекраивать весь менеджмент под себя. Для меня при подборе команды важны три принципа: профессионализм, инициативность и ориентированность на результат. Исходя из этого мы оцениваем деятельность сотрудников. Практически все высшее руководство банка на сегодня обновлено. На среднем уровне сменилось две трети руководителей и примерно столько же - 70 процентов - руководителей филиалов. В кадровой политике руководство банка, поддерживаемое акционерами, делает ставку прежде всего на профессионалов - без каких-либо родственных, дружеских, региональных, а тем более национальных предпочтений. Финансовым блоком банка руководит специалист с международным опытом и авторитетом Орсоли ЭКЛЕР - венгерский специалист, занимавшая аналогичную позицию в одном из крупнейших банков этой страны. С ее помощью мы уже внедрили несколько проектов по международным стандартам. Именно благодаря финансовому блоку обеспечивается объективная, прозрачная отчетность - как внешняя, так и внутренняя. Зампредседателя правления Ирина БОГАТКИНА, имеющая большой опыт работы в ведущих банках Казахстана, курирует блок операционной поддержки. Блоком продаж руководит управляющий директор Асаин БАЙХАНОВ - казахстанец, более пяти лет работавший в украинско-германском ProCreditBank. Блоком розничного бизнеса заведует управляющий директор Татьяна БЕЛОЗЕРЦЕВА - гражданка России, работавшая в сибирском УРСА-банке. Руководитель блока информационных технологий Андрей ЧУЧЕЛОВ - старожил Нурбанка, работал здесь с 2001 года. У руководителя блока корпоративного бизнеса Жанболата НАДЫРОВА богатый опыт работы в регионах Казахстана, благодаря ему банк улучшил многие показатели уже по итогам прошлого года. Такая синергия различных опытов, объединенных вокруг одной цели, приносит Нурбанку конкретный результат.

- А ваша цель - это...

- Стать признанным лидером в предоставлении клиентам комплексных финансовых услуг для достижения поставленных ими целей. Мы становимся открытым финансовым институтом, готовым работать с различными клиентами в разных сегментах рынка. И мы надеемся, что казахстанцы в самом скором времени почувствуют это. Наше кредо: обслужить клиента быстро и качественно. И мы рассчитываем, что для наших клиентов имя Нурбанк станет ассоциироваться именно с этим.

- Скажите, имя главного акционера банка - Дариги НАЗАРБАЕВОЙ - мешает или все же помогает в работе с клиентами?

- За полгода работы председателем правления я еще не видел клиента, на которого это повлияло бы. Ведь банк - финансовое учреждение, и любой клиент оценивает его прежде всего по работе конкретного менеджера, который его обслуживает. Гораздо важнее для клиента - прозрачность структуры акционеров банка, нежели их громкие фамилии. И когда в июне прошлого года банк получил официально согласованных крупных участников, это послужило для многих корпоративных клиентов позитивным сигналом. Кстати, уже совсем скоро - 2 июня - мы первыми среди казахстанских банков второго уровня погасим долги перед западными кредиторами. Это, кстати, будет отличным сигналом для тех, кто хочет держать деньги на депозитных счетах. Таким образом, начиная с 3 июня Нурбанк становится самым стабильным финансовым институтом Казахстана с точки зрения ликвидности. Любой, кто мало-мальски разбирается в банковском деле, оценит это по достоинству.

Виктор ВЕРК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее