Какие люди в “Казахвуде”!
Светлую идею возродить казахстанскую киноиндустрию привез на казахстанскую землю
президент Pacifica Ventures International Александр ШАПИРО (на снимке). Этот человек, эмигрировавший в США из России, практически с нуля построил несколько киностудий, на одной из которых сейчас снимается “Терминатор-4”. К тому же за его плечами 14-летний опыт работы в знаменитой компании Worner Brothers. Вчера в Алматы он встретился с корреспондентом газеты “Время”.- Первая причина, почему мы приехали в Казахстан: многим режиссерам нужны локации (натурные съемки. - А. Б.) в странах, похожих на те государства Азии, где сниматься небезопасно, - типа Афганистана или Ирана. Вторая причина - я родился на территории Советского Союза и прекрасно представляю, что такое интеллект Казахстана плюс возможности “Казахфильма”. Ко всему прочему это и мое частное желание - возродить киноиндустрию в Казахстане и сделать так, чтобы “Казахфильм” стал региональным центром кинопроизводства.
- Желание похвальное. Но все-таки - какая выгода Казахстану от вашего проекта?
- В первую очередь - имиджевая. Понятно, что благодаря фильму “Борат” Казахстан узнали в мире, но не с той стороны, с которой бы хотелось. На самом деле Казахстан - это отличный кинорынок с очень красивой природой, с разнообразными локациями. Можно снять в Алматы посредине осени одно, а потом полчаса ехать и попасть в другую климатическую зону. Нетрудно и до снега добраться. Развитие кинопроизводства поднимет на высокий уровень и туристическое дело. Второй интерес - чисто коммерческий.
- Давайте поконкретнее. Допустим, есть все условия, чтобы снимать дорогое кино. Сколько денег останется в стране от фильма с бюджетом, скажем, в 55 миллионов долларов?
- $30-35 миллионов - точно. К тому же существует еще так называемый “коэффициент бизнеса”, который показывает общую выгоду от прокрутки этих денег. В Америке этот мультипликатор равен четырем, в Казахстане, по моему мнению, - около 2,5. Ну, и третья выгода - на каждой студии, которую мы делаем, организуются курсы для среднего персонала. Грамотного персонала в Казахстане на сегодняшний день - единицы. Это видно по вашему отечественному кино. Как поставлен свет, на сколько камер снято - все эти недоработки зрителю очевидны.
- Допустим. Что нужно, чтобы отечественная кинопромышленность заработала на полную катушку?
- Кинопроизводство стоит на трех китах: производство, дистрибуция (раскрутка) и показ. С показом, я вижу, здесь уже происходят положительные изменения - строятся кинотеатры по новейшим технологиям. Дистрибуция тоже идет нормальным шагом: те новинки, что появляются в прокате, хорошо рекламируются. А вот производство, к сожалению, пока страдает. Скажем, нет правильно сделанных павильонов. Причин этого, я полагаю, две - невостребованность и то, что телевидение не производит своих сериалов. В определенный момент - примерно к 2015 году - телевидение перейдет на High Definition (технологию более четкой картинки с высоким разрешением в “цифре”. - А. Б.). Потребуется умение грамотно выставить свет, нужны будут современные павильоны. Так что вопрос строительства киностудии тесно увязан с будущим казахстанского ТВ.
Само кинопроизводство должно развиваться по нескольким направлениям: свое собственное кинопроизводство, совместные проекты с зарубежными партнерами и привлечение зарубежных проектов за счет своих услуг. Именно таким многогранным мы хотим сделать “Казахфильм”, что позволит поднять этот бренд на серьезный уровень.
- А как же та планка, которую задал претендовавший на “Оскар” “Кочевник”?- “Кочевник” был сделан как хороший большой фильм, но он “сломался” на втором этапе (раскрутке) и, к сожалению, не вышел на третий. Инвесторы потеряли на этом очень много денег. И задача, которая ставилась перед проектом, - возродить “Казахфильм” и заявить на весь мир о Казахстане - не была реализована. Я думаю, что продюсеры “Кочевника” очень близко подошли к решению этого вопроса. Были построены сложные декорации, которые, правда, к “Казахфильму” отношения не имеют, а персонал, создававший фильм, - сплошь иностранцы, просто приехавшие заработать денег.
- Как же сделать наоборот - чтобы деньги потекли в страну?
- В США все кинопроизводство изначально базировалось только в Голливуде. Это порядка 30-40 миллиардов долларов. Для того чтобы откусить кусочек от этого пирога, правительство Канады решило установить налоговые скидки для кинокомпаний. Что это значит? Бизнес киноиндустрии связан с экспедициями. Если у меня есть студия для съемок, то ко мне на несколько месяцев приедет масса народа - актеры, режиссеры, осветители и так далее. Они должны где-то жить, они должны что-то есть, они должны как-то развлекаться. Для них не нужно строить ни больниц, ни школ - они потратили деньги и уехали. Вот государственные чиновники и смекнули: чем больше такого бизнеса будет приходить к ним в страну, тем это выгоднее. Если в Казахстане создадут подобные условия, это сильно поможет внутреннему рынку.
- Кого вы выбрали в качестве местного партнера?
- Мне обещают встречу с кем-то из администрации президента или с министром культуры. Мы знаем, что будет разыгрываться тендер, и хотим честно участвовать в конкурсе.
- Что в конечном счете будет представлять ваша киностудия, если вы победите в тендере?
- Этот комплекс будет предоставлять услуги как для полнометражного кино, так и для телесериалов, ток-шоу и тому подобного. Развивая кинопоказ, надо будет строить новые современные кинотеатры. В США на 1 экран приходится 10 тысяч человек - это перепроизводство, в Европе - на 20 тысяч. Это нормально. В Казахстане, я думаю, нужен один экран на 75 тысяч человек, чтобы в среднем получалось: каждый человек посещает кинотеатр раз в год. 15 миллионов посетителей умножить на три доллара за билет - получится 45 миллионов долларов. Согласитесь, это очень хороший потенциал, который надо развивать.
Алексей БАЙТЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

