9046

Как расстаются с рогами

Как расстаются с рогамиВ отличие от вампиров из фильмов ужасов здесь теплую кровь пьют, собравшись с духом, морщась и без всякого удовольствия. Зато с полным пониманием пользы для здоровья. Потому что это кровь марала. В Казахстане всего два хозяйства разводят этих животных - одно в Восточном Казахстане, на Алтае, другое в предгорьях Алматы на территории Иле-Алатауского национального парка.

Пока из душного и пыльного города вверх по Каскеленскому ущелью тянутся редкие машины, в загоне уже нервничают маралы, которым будут сегодня пилить рога (на снимке). В конце загона деревянный двухэтажный скворечник. Низ - сложное сооружение, в котором зажимают марала. Верх - терраска, на которой больные ожидают свежей крови, а сотрудники мараловодческого хозяйства заготавливают бесценную жидкость.
Все происходит в присутствии Кенеса Муралинова, директора и автора хозяйства (на снимке). В перестроечные годы, оказавшись без работы, он пришел с идеей к акиму области Заманбеку Нуркадилову, благо хорошо его знал. Аким дал “добро”.

Два года Кенес лазил по горам - строил 10 километров ограждения, чтобы звери не разбежались по всему Заилийскому Алатау. Только когда все было готово, привез из Восточного Казахстана 90 животных. Сейчас здесь уже больше 200 маралов.

Взрослый марал, размером с хорошую корову, на резке рогов ведет себя спокойно, он уже знаком с процедурой. А норовистый молодняк приходится заталкивать на станок. Как только зверь оказался внутри, его зажимают боковинами, опускают пол, чтобы марал не чувствовал опоры под ногами (на снимке). Под горло кладут мешок, набитый чем-то мягким, на холку водружают обтянутый войлоком брус. Затем обычной ножовкой, простерилизованной в растворе спирта, спиливают рога (на снимке). На охи и ахи жалостливых зрителей Кенес только смеется:
- Боли марал не чувствует, у него же нет в рогах нервных окончаний.
Из-под ножовки виден огромный красивый глаз марала. Больно или нет, но все происходящее ему явно не нравится. Зажатый со всех сторон, окруженный людьми зверь скрипит от злости зубами так, что выступает на губах пена. Минута, и наверх передают два полуметровых рога, еще теплых и покрытых нежным пушком (на снимке). Они будут порезаны колечками и заморожены для целебных пантовых ванн. Получаете “добро” от врача, лежите в горячей бурой воде, затем отдыхаете еще полчаса, замотавшись полотенцами. Почувствовав прилив сил, слагаете стихи в честь маралов.

- У нас тут экстрасенсы из Москвы были, - говорит Кенес Каиржанович, - говорят, что место очень хорошее. Чекушку с маральей кровью тоже проверяли, так прибор на нее в радиусе метра реагирует. Экстрасенсы говорят, что с такими показателями можно просто привязывать пузырек к больному месту.

Как расстаются с рогами- Скорее подавай баклажки, - командует снизу резчик Марат.Как расстаются с рогами
Начинается самая ответственная часть. Из обрубков рогов сочится кровь, ее собирают в посудины, вырезанные из пластиковых бутылок. Ярко-рубинового цвета, без запаха, кровь марала по вкусу похожа на солоноватые слезы. Те, кто не смог выпить чистую кровь, могут тяпнуть смешанного с водно-спиртовым раствором пантокринчику (на правом снимке).
Снизу раздается взрыв хохота - оказывается, кровь брызнула Марату в лицо, так что работать он продолжает прямо в целебной маске (на снимке). Невозможно удержаться и не задать риторический вопрос: “Так это правда, что кровь марала делает чудеса с мужской потенцией?”. И воцаряется стыдливая тишина. Наконец резчик Ерлан, не прекращая работу, застенчиво признается: чудеса происходят не только с мужчинами, на женщин это тоже ОЧЕНЬ благотворно влияет. 

Как только кровь перестает бежать, маралу присыпают обрубки рогов специальным составом, делают укол и отпускают на свободу. Вырвавшись из тисков, он делает несколько прыжков, ошалело кидается грудью на ограду, но вскоре находит выход и огромными прыжками уносится в сторону леса.
Как только завершится пилка рогов, стадо уйдет повыше в горы. И на хозяйство зачастят больные, бизнесмены и чиновники. Кто-то приезжает сюда с последней надеждой на исцеление, для кого-то здесь “здоровый” отдых - принял ванну, накушался водочки - и домой. Кенес Каиржанович недоумевает - водку-то можно попить и в городе. Нет, говорят, здесь места такие волшебные, пьешь - и не пьянеешь. Больше всего мараловод не любит, когда к нему заглядывают чиновники, поскольку ни вникать в проблемы предпринимателя, ни платить эта категория посетителей не любит. Разве что кто-то из свиты скажет: мол, не переживай, завтра деньги привезем…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,  фото Надежды ПЛЯСКИНОЙ

Поделиться
Класснуть