13117

Азамат АХМАНОВ, директор Алматинского городского дома-интерната для инвалидов и психохроников: Это б

В понедельник, 4 августа, алматинский департамент Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью начал проверку городского дома-интерната для инвалидов и психохроников. Причиной стала наша публикация “Как бабок кидают на бабки”  (см. “Время” от 23.7.2008г.). Вместе с финполом в проверке принимают участие представители Минздрава, городского департамента труда и соцзащиты, АО “Казпочта” и журналисты газеты “Время”.
В первый же день расследования инвалиды и пенсионеры дома престарелых, уже не боясь своего руководства, подтвердили, что от своих пенсий, проходящих через сотрудников учреждения,
они получают лишь крохи.

Первым делом члены комиссии посетили Тамару НОВИКОВУ, за которую в нашей публикации вступилась бывшая невестка Галина АСАНОВА. Бабуля встретила толпу из двадцати человек затравленным взглядом.
 
- Вы пенсию не получаете? - набросились на нее медсестры.

 - Получаю! - стушевалась бабушка.

- Но ведь вы же в статье своей снохе говорили, что не получаете!

- Ну это раньше было, а сейчас все нормально. Но по чуть-чуть деньги все-таки отдаем (персоналу. - В.Б.).

- Кому? - заинтересовались представители Минтруда.

- Ну кому нужно - на ремонт, например. Берут 500-1000 тенге. И все так сдают. А вообще мы тут, как в тюрьме, сидим. Даже водички холодненькой негде купить. Да и еда здесь не очень вкусная: вчера кушали ячменный суп, сегодня - гречку.

- Ну, видите, она все подтверждает, пойдемте дальше, - выкрикивает кто-то из толпы. Мы же просим уделить общению с бабулей еще две минуты, но наедине, без здешнего начальства. Замдиректора дома престарелых по лечебной части Болпан КАРИЕНОВА воспротивилась:
- Должен остаться представитель руководства!

Мы объясняем, что Новикову наверняка смущает огромная толпа проверяющих. Все выходят. В комнате остаются только журналисты и начальник управления по социальному обеспечению департамента труда и соцзащиты Алматы Ардак ШАЛИЕВА.

- А теперь скажите правду, - просим мы Тамару Новикову.

- Ну что, в прошлом месяце деньги опять не дали! - решается она на откровенность. - Их забрала старшая медсестра. Деньги не дают, думают, что я чокнутая. Раньше с выплатами все было нормально. Проблемы начались с нового года. И каждый месяц идешь и трясешься: дадут или не дадут? Несколько месяцев получаем тысячу тенге на руки - и все. Только вот последнюю пенсию (уже после выхода статьи в газете. - В.Б.) получили полностью.

Выйдя из комнаты Новиковой, Ардак Шалиева подтверждает комиссии: бабушка призналась, что пенсию не получала. Правда, чуть позже в телефонной беседе с нами Шалиева почему-то передумала: “ А зачем вам писать еще одну статью? В доме престарелых все нормально. А Новикова, наверное, ваше подставное лицо”.

Следующая комната - незрячего Валерия ГАЛАУНЕРА, который ранее просил не указывать его подлинное имя. Узнав, что пришла комиссия, Валерий взорвался:

Азамат АХМАНОВ, директор Алматинского городского дома-интерната для инвалидов и психохроников: Это больные люди! Как можно их слушать?- Толе ХАМРАЕВУ уже три месяца не выдаете деньги! Он хотел пойти к директору - не пускают! Сам я, слава Богу, получаю деньги через банкомат: хоть и слепой, но руководству не доверяю.

- Валерий, что-нибудь изменилось после публикации в газете “Время”? - интересуемся мы.

- После вашей статьи нас стали кормить намного лучше: теперь дают сметану, нормальное мясо, а раньше были одни жилы и недоваренная картошка. Теперь диет-сестра и повар следят за раздачей. Интересуются: вкусно ли? Правда, у меня на днях украли сотовый, по которому я мог связываться с вами. Вообще после публикации тут забегали: стали собирать всякие справки, захотели дать опровержение. А что опровергать, если вы правду написали?

- А почему вы говорите, что если скажешь что-то лишнее, то сразу отправляют к психохроникам? - интересуются проверяющие.

- Потому что здесь такая практика. А вообще, кто тут мне вопросы задает?

- Это представители “Казпочты”.

- А почему вы не даете денег на руки нашим инвалидам? Всё - старшей медсестре интерната БЕЙСЕБАЕВОЙ!
- Вы отвечайте только за себя! Вы же деньги на карточку получаете!

На очереди - комната незрячего Хамраева.

 - Вы получаете пенсию?

- Мне дают только 500 тенге.

- Ой-бай! - охает в толпе старшая медсестра слабого корпуса Жанна НУРКАЛИЕВА.

- Я говорю: дочка, я же слепой, разве можно так с нами? А она молчит. Только ручку подсовывает, чтобы я расписался... Пенсию не получаю с апреля. За май и июнь дали по 500 тенге, 100 граммов чая, блок “Полета” и немного сахара.

Тем временем в коридоре интерната возмущалась главный специалист управления по социальному обеспечению департамента труда и соцзащиты Алматы Карлыгаш БЕЙМУРЗАЕВА: “Я не верю ни единому слову инвалидов!”.

Последней комиссия посетила комнату Татьяны НАЙДЕНКО. Именно она одна в предыдущей статье не побоялась назвать свое имя, вступившись за всех пенсионеров. Правда, Татьяне Михайловне прилично досталось после публикации: то ее заставляли писать отказ от своих слов, то требовали, чтобы она приехала в редакцию “Времени” и потребовала опровержения. А потом Найденко, по ее словам, хотели сделать инъекцию, но женщина сопротивлялась и даже написала объяснительную, которую подшили к медицинской карте: “От укола отказалась. Не доверяю врачам”. При виде комиссии у Татьяны Михайловны случился нервный срыв:

- Да что вы меня трогаете? Я за людей стояла! Они меня просили выручить...

- А что они говорят?

- Пенсию они не получают. Все ко мне обращаются - что, я должна их отвергать? Выступила, а теперь меня морально убили, все на меня давят. И я вечно крайняя. Бабушку из 114-й комнаты притащили к кассиру, она расписалась за пенсию, а деньги ей не дали. Она давай кричать: “Отдайте, я работала на эти деньги!”. Все здесь были свидетелями. А персонал держит ухо востро. Чуть что, сразу пишут в амбулаторных картах: мол, употребляли алкоголь, грубили медперсоналу. А в прошлом году прокуратура проверяла - так меня вообще заперли на втором этаже ни за что.

Азамат АХМАНОВ, директор Алматинского городского дома-интерната для инвалидов и психохроников: Это больные люди! Как можно их слушать?Персонал клиники не ожидал такого поворота событий. Сотрудники дома престарелых, рассчитывавшие на “профилактические” беседы, после которых старики и инвалиды должны были отвечать на вопросы комиссии “правильно”, были явно обескуражены. Директор интерната Азамат АХМАНОВ в ответ на каждое обвинение инвалидов без конца твердил нам: “Вы же понимаете, это больные люди. Ну как их можно слушать?”. Хотя кто-то из стариков заметил: а может, директор просто не в курсе, что за его спиной творит персонал?

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2744