18108

Народный артист Казахстана Лаки КЕСОГЛУ: Такого унижения я еще не испытывал!

Народный артист Казахстана Лаки КЕСОГЛУ: Такого унижения я еще не испытывал!Неожиданное продолжение получила история с увольнением, а потом и восстановлением в должности преподавателя Алматинского эстрадно-циркового колледжа и барабанщика с 50-летним стажем Валерия ЮЛЕВИЧА (см. “ Судьба барабанщика”, “Время” от 15.7.2008 г.). Директор этого учебного заведения Ержан КОСБАРМАКОВ пошел еще дальше и выставил на улицу другого преподавателя колледжа, да не просто педагога, а народного артиста Казахстана Лаки КЕСОГЛУ! Г-н директор приказал вахтершам не пускать певца в здание колледжа даже для того, чтобы тот забрал свои личные вещи.

- Впервые в жизни я не смог 1 сентября выйти на работу: меня затопили соседи, и мне пришлось десять дней возиться со строителями, - рассказывает артист. - Через своего концертмейстера я передал Косбармакову, что не смогу вовремя прийти в колледж. Через десять дней я пришел. Директор был недоволен: мол, почему я ему лично не сказал, что задержусь? Понять, что мне было не до занятий, он не мог. Тем не менее, выйдя от него, я ушел писать заявление о продлении контракта со мной на очередной год. Через несколько дней я прихожу в колледж, чтобы дать в этом году первый урок, а вахтерша на входе мне говорит: “Директор велел вас не пускать в здание!” В итоге я даже не смог забрать свои вещи. Такого унижения я еще никогда в жизни не испытывал! Я не могу понять, как меня можно было не пустить в здание, где я проработал 20 лет и выпустил в колледже более семидесяти певцов, многие из которых добились успеха на эстраде, например Нагима ЕСКАЛИЕВА, Айжан НУРМАГАМБЕТОВА и Женис ИСКАКОВА. Более того, за все годы работы я никогда не был нарушителем трудовой дисциплины!
Косбармаков считает себя культурным и образованным человеком. Так почему он лично не объяснился со мной?
 
- Вы обижены на директора?
- Хочу, чтобы вы знали: это не обида. Я профессор Академии искусств им. Жургенева. Там у меня и полный класс студентов, и нормальные человеческие взаимоотношения с руководством. Я просто был шокирован таким обращением со мной.

- А вы помните историю, когда в редакцию газеты “Время” принесли учебник “Искусство”, где была найдена прорва фактологических ошибок в разделе истории музыки? Автором этой части учебника как раз и является ваш бывший начальник Косбармаков (см. “Искусство” для профанов”, “Время” от 6.12.2007 г.).
- Этой книгой он на всю страну опозорил всех музыкантов. И я не понимаю, почему человек, который в учебнике написал, что Верди сочинил оперу “Ла Скала”, приписал Чайковскому творения Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”, занимает пост директора музыкального колледжа?

По своему складу характера Косбармаков - не подарок. До меня он уже уволил известного певца и профессора Кайрата БАЙБОСЫНОВА, а также народную артистку Бахыт АШИМОВУ. Сделал это спонтанно, без каких-либо причин.

- Он так же суров и со студентами?
- Судите сами: в этом году после экзаменов несколько выпускников нашего колледжа не поехали на организованный Косбармаковым междусобойчик в Узунагаш. В отместку он сказал, что не даст им дипломы. А ребятам поступать в академию! Тогда мне пришлось просить ректора Жургеневки, чтобы он вмешался и заставил выдать дипломы.

Как музыкант-народник, Косбармаков не должен занимать должность директора эстрадного колледжа, потому что это совершенно разные области музыки. А он вмешивается в процесс, диктует свои условия. К примеру, на приемных экзаменах он сам лично принимает будущих певцов, хотя у нас есть специалисты, которые должны этим заниматься. В итоге часто бывает, что Косбармаков принимает на грант менее одаренных детей, а талантливых отсылают на платное отделение.

- Лаки Константинович, давайте больше не будем о грустном. Лучше расскажите, чем сейчас вы живете?
- В конце лета я вернулся из Караганды, где давал концерты. Недавно спел много песен на фестивале “Алматы - моя первая любовь”. А осенью я приглашен провести живой сольный концерт с эстрадно-симфоническим оркестром в Усть-Каменогорске. Сейчас наступает новый учебный год. И несмотря на то, что меня уволили из колледжа, у меня прекрасные студенты в Академии искусств. Здесь я выпустил уже пять курсов.

- Сейчас вы больше педагог или артист?
- Конечно, сейчас моя основная работа - педагогика. Я ведь стал учителем сразу после окончания консерватории. Правда, лет на пятнадцать я прерывал преподавание: когда я был на пике популярности, ездил в Москву, выпускал пластинки, солировал на радио и телевидении. Но последние лет двадцать пять я вновь педагог. И пока с голосом все в порядке, я продолжаю петь. Хотя многие спрашивают, когда я уже перестану (Смеется. - В. Б.). А зачем? Поют же до сих пор Иосиф КОБЗОН или Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА! Общаясь с молодыми студентами, я не могу себя распускать.

- Лаки Константинович, знаю, что ваши дети живут в Греции. А вам не хотелось бы туда переехать?
- Если хотел бы, давно переехал. Дети там уже адаптировались и живут своей жизнью, а мне туда ехать нет смысла. Там я смогу лишь доживать свой век. А тут у меня работа и слушатели. Да и там жизнь не такая простая, как кажется...

- А советскому артисту сложно было перестроиться на рыночные отношения?
- Нет, наоборот, рынок дает артисту стимул работать! Ведь сегодняшние гонорары несравнимы с прежними. И теперешние певцы получают хорошие деньги. Если бы такое время было на пике моей популярности, я бы заработал совсем другие деньги. Раньше мы работали за зарплату, не имея авторских отчислений. Например, моя первая пластинка вышла тиражом более 1 миллиона экземпляров, а я за нее получил... 70 рублей!

- Но по тому времени вы все-таки скучаете, не так ли?
- По-разному. Многое, что сейчас происходит в музыке, я не воспринимаю - воспитание не позволяет. Я впитал другие ценности. Но сейчас жестокое время для молодых исполнителей. Нам было легче. Чтобы пробиться и стать известным, сейчас юному дарованию нужно вложить много денег в раскрутку. Далеко не всегда талантливый человек становится популярным. И наоборот.

- Может быть, общество просто заслуживает тех музыкантов, которые у него есть?
- Да, многое зависит от вкуса публики. В советское время мы говорили, что у нас средняя публика. А сейчас ее уровень уже, наверное, “ниже ватерлинии”.

- Неужели вы сами не слушаете современных музыкантов?
- Ну что вы! Мне очень нравятся Лариса ДОЛИНА, Кристина АГИЛЕРА, Алисия КИС. Но основная масса певцов для меня - однотипные голоса, которые невозможно отличить друг от друга. А в советское время включишь радио - и сразу определишь, кто поет.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Мы связались с Ержаном Косбармаковым (на снимке), чтобы узнать, почему был уволен Лаки Кесоглу.
- Ержан Абуталиевич, за что вы уволили Лаки Константиновича?
- Он у меня почасовик, работает по контракту. В этом году мы просто его не приняли. И он ко мне даже не подходил. Правда, мне передали, что он был в колледже.
У нас занятия начинаются 2 сентября, а он пришел только 8-го. Вместо него мы уже взяли на работу другого народного артиста - Ескендира ХАСАНГАЛИЕВА. А что, есть какие-то проблемы?

- Почему вы сказали вахтерше колледжа, чтобы та не пускала Лаки Константиновича в здание?
- У вахтерши есть закон: посторонних и первых встречных в здание не пускать.

- То есть народный артист - первый встречный?
- Нет... И вообще, я сейчас не могу говорить - у меня обед.

Виктор БУРДИН,  фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть