7994

Холодный дом

Холодный домС письмом в ООН и в газету “Время” обратились алматинские сироты и бывшие детдомовцы. Ребята, живущие в Доме юношества под покровительством государства, считают, что администрация их учреждения уже давно открыто игнорирует права человека, преступая закон.

Несколько лет назад группа выпускников детских домов, озабоченных своей дальнейшей судьбой, попросила у государства поддержки не только на первые 18 лет жизни без родителей, но и на первые годы после совершеннолетия. Ребят волновало, что большая часть воспитанников алматинских детдомов рано или поздно попадает либо на панель, либо в психушку, либо в места не столь отдаленные. А все потому, что в 18 лет эти, по сути, дети оказываются выброшенными на улицу, предоставленными самим себе.

Власти пошли навстречу сиротам, и несколько лет назад в микрорайоне “Жетысу-2” открылся Дом юношества для молодежи от 18 до 21 года. Чуть позже при поддержке Сары НАЗАРБАЕВОЙ там же заработал так называемый социальный дом - многоквартирное общежитие для молодых сирот до 29 лет. Разрезая ленту, Сара Алпысовна по-
просила департамент образования Алматы приглядывать за ребятами и помогать в решении их проблем.

- Департамент не только о просьбе Сары Алпысовны - даже о нашем существовании забыл, - сетует Алишер МАМБЕТАЛИЕВ. - Нового директора департамента Рахат ШИМАШЕВУ мы вообще в глаза не видели, а ее заместитель Галина САМОТОКИНА уже три года как забыла дорогу к нам. В Доме юношества мы не живем, а выживаем как можем. А социальный дом рушится на глазах, потолки протекают, стены сырые, электропроводка может в любой момент замкнуть, санузлы в аварийном состоянии. Например, в квартире №55 лопнула проржавевшая труба, и водой залило квартиру этажом ниже. Такие поломки случаются и в других квартирах, потому что все трубы ржавые.

Как утверждают ребята, зимой в квартирах социального дома холодно, там часто отключают свет, и им приходится бегать готовить еду к жильцам соседних домов. После учебы и работы молодежь боится заходить в свои подъезды - там их избивает местная шпана, отбирает деньги. После одного такого случая, когда местные хулиганы пустили в ход ножи, ребята пришли к нам в редакцию. Было это в апреле нынешнего года. Но накануне выхода публикации они настоятельно по-просили снять материал с газетной полосы - испугались расправы. Но после того как Сарсену АДИЛЬБЕКОВУ в подъезде сломали челюсть, а Батыра СУЛЕЙМЕНОВА избили прямо на глазах дежурных на вахте Дома юношества, по словам ребят, терпение их лопнуло. Как оказалось, Дом юношества официально охраняют полицейские, обязанные присматривать и за социальным домом.

“Прошлую зиму мы кое-как пережили благодаря обогревателям и завешиванию окон одеялом. Но в феврале чуть не угорели девочки в одной из комнат, где от обогревателя загорелся палас. В другой комнате прошлой зимой лопнула батарея, которая до сих пор течет. В наших комнатах кровати и шкафы старые и разбитые, но замдиректора Дома юношества АНЕКБАЕВ новые не выдает - говорит, срок еще не вышел. Хотя мы знаем, что на склад завезли новую мебель, часть которой поставили в новый кабинет директора.

Директор дал нам по одной стиральной машине для девочек и для мальчиков, а нам этого не хватает, поэтому приходится стирать по очереди - всю ночь до утра. У нас нет библиотеки, спортзала, а в компьютерную комнату нам запрещают заходить. Не хватает комнат отдыха, они есть, но в них живет Анекбаев с семьей и родственниками бесплатно. За свет, за горячую и холодную воду они не платят, а нас директор интерната Канат ОТЫНЧИЕВ постоянно упрекает за перерасход. Кроме того, нам непонятно, почему незаконные постояльцы бесплатно пользуются нашими телевизорами, холодильниками, стиральными машинами, посудой. Все это государство выделило нам в пользование, хотя у многих из нас в комнатах не хватает бытовой техники, мы вынуждены ее сами покупать”. Наши сауну и бассейн Анекбаев сдает родственникам и знакомым, а нам не разрешает ими пользоваться. Из-за того, что замдиректора не успевает вовремя оплатить счета, нам часто отключают свет и телефон”, - вот лишь одна цитата из письма сирот в Казахстанское представительство ООН.

По словам воспитанников, 31 декабря прошлого года в их доме руководство устроило большую пьянку, где посторонних людей было больше, чем обитателей. В новогоднюю ночь “гости” приставали к девочкам и воспитательницам, а потом устроили драку - сломали стену, разбили окно.

“На дискотеках всем ребятам Анекбаев разрешает пить и курить, - пишут воспитанники. - И такого человека, не имеющего опыта работы с детьми, департамент образования Алматы назначает заместителем директора по воспитательной работе!

Во время праздников из мечети, расположенной неподалеку, нам часто привозят мясо. Анекбаев это мясо прячет в холодильники, а потом оно неизвестно куда девается. Например, в последний Наурыз нам привезли по две бараньи и лошадиные туши. Анекбаев меньше половины отдал нам (поэтому на всех не хватило), а остальное пропало неизвестно куда.

Директор Отынчиев и его зам превратили наш Дом юношества в колонию. Оба они бывшие полицейские, поэтому свои “профессиональные” методы применяют и к нам. Непокорных директор Отынчиев заводит к себе и избивает. Так, им были избиты Ваня КРЮКОВ, Женя ЦЕБРОВ, Алтай БЕРЕБАЕВ, которые теперь боятся ночевать в Доме юношества. Директор говорит всем, что не боится ни прокуратуры, ни департамента образования”.

Два года ребята ходили в грязные душевые и туалеты, пока директор накануне визита акиматовского начальства не затеял косметический ремонт на скорую руку. Но даже это не стало благом для молодежи: из-за спешки ремонтники работают до двух-трех часов ночи, шумят, режут плитку... А утром всем ребятам надо на работу или учебу.

- Отынчиев на наши проблемы внимания не обращает, - сетует воспитанник Виктор БОНДАРЦЕВ. - Ежегодно кого-то из наших полиция “закрывает” за наркотики. Но начальство на все это не реагирует. Для них главное - усидеть в кресле. Они потеряли уважение к себе. Их “авторитет” держится лишь на крике, мате, кулаках. При других директорах такого бардака в Доме юношества не было...

Комментарий в тему
Галина САМОТОКИНА, замначальника департамента образования Алматы: Эти ребята - иждивенцы!

- Отынчиев - прекрасный директор, очень толковый. Да, он работал в правоохранительных органах, но он хорошо относится к детям, хотя в некоторых вопросах ему приходится быть жестким. Там ведь ребята сложные, многие из них страдают психическими заболеваниями...
Может, мы сами виноваты в том, что открыли этот дом, ведь ребята там живут до 30 лет, и многие ничего не делают в жизни - просто привыкли быть иждивенцами.
Воспитанники постоянно пишут во многие инстанции. Видимо, они хотят, чтобы на них обратили внимание. Там много раз были разного рода проверки, в том числе из Министерства образования и из прокуратуры, которые подтвердили: обстановка в доме нормальная.

Сандыгуль ЕРМАГАМБЕТОВА, сотрудник представительства ООН в Казахстане: Они такие беспомощные...
- Руководство настолько запугало воспитанников Дома юношества, что они теперь боятся остаться на улице. Я на их лица посмотрела - такие беззащитные... Мне их очень жалко! Видимо, начальство запугивает ребят тем, что в любой момент может их выселить. Кстати, как-то приходил ко мне один из воспитателей Дома юношества, который заступился за своих воспитанников, и его уволили.
Когда ребята обратились к нам, я отправила их жалобу в ЮНИСЕФ, но там занимаются только детьми до 18 лет. Скорее всего, ребятам нужно обратиться в Комиссию по правам человека при президенте Казах-
стана.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть