7521

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗМы уже писали о том, что общественный фонд “Аман-Саулык” проводит “горячую линию”, где собирает жалобы пациентов и врачей на отечественную систему здравоохранения (см. “Горздрав, ты не прав! ”, “Время” от 23.8.2008 г.). За почти десять месяцев работы “горячей линии” в фонд поступили сотни обращений.
Два из них поразили даже главу “Аман-Саулык” Бахыт ТУМЕНОВУ (на снимке), в свое время немало проработавшую в Минздраве.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗТри вердикта за три месяца
Весной 2008 года в фонд обратилась Олеся АУШЕВА из села Бельбулак Алматинской области. Олеся сообщила, что ее отец - 46-летний Александр ПАУЛЬ очень болен.
По словам дочери (которые позже подтвердит и и.о. главврача Талгарского района Н. КУЛЬСЕИТОВ), 10 апреля ее отец почувствовал себя плохо и вызвал доктора. Участковый врач Ж. МАТИЕВА по приезде поставила Паулю диагноз: обострение хронического пиелонефрита (заболевание почек), назначила капельницы и лечение травами. За две недели состояние больного не улучшилось. Семья Александра снова вызвала бригаду местных эскулапов. 28 апреля они посетили больного, оценили его состояние как “средней тяжести” и поставили диагноз - хронический холецистит (воспаление желчного пузыря). Опять прописали лекарства - только теперь уже совершенно другие: эссенциале, трентал, аллохол, а также порекомендовали пройти обследование.

Родственники попросили врачей направить Пауля на бесплатное обследование в диагностический центр. Но врачи упорно рекомендовали госпитализировать больного в центральную больницу Талгарского района. Однако там принять Пауля отказались: сославшись на отсутствие мест. Больше месяца (!) тяжело больной человек лежал дома без какой-либо медицинской помощи, пока 2 июня родственники не положили его в частную клинику “Талмед”. Там Пауль провел еще двое суток, после чего родственники забрали его домой без каких-либо улучшений. 7 июня, когда бедняге стало совсем невмоготу, вновь вызвали участкового врача. Доктор, живущая, кстати, по соседству, не пришла, заявив, что по субботам она не работает. Вечером того же дня она все-таки нашла время заглянуть к Паулям и... констатировала смерть своего пациента.

Посмертный диагноз звучал так: стенокардия, ишемическая болезнь сердца, цирроз печени, острая сердечно-сосудистая недостаточность. Вот так: за три месяца - три абсолютно разных врачебных вердикта. Вскрытие тела, к слову, так и не провели…
- Обратите внимание: за врачебной помощью обратилась не истеричная дамочка, которая при малейшем недомогании вызывает “скорую”, а 46-летний сельский работяга, кормилец семьи, - возмущается Бахыт Туменова. - В выписке из истории болезни указано: в частную клинику Пауль обратился “по инициативе родственников”. Что за бред? А где инициатива врача, который должен был бить в колокола и кричать: помогите, я не могу поставить пациенту диагноз?! Есть масса случаев, когда “легких” больных можно снять с больничной койки и перевести в дневной стационар, предоставив места тем, кто в критическом состоянии.

По этому случаю мы направили запрос в департамент здравоохранения Алматинской области с просьбой разобраться и принять меры. Но ответа не получили - как, впрочем, и на многие другие наши сигналы…
И лишь после того как Туменова обратилась в Минздрав, пригрозив сделать этот случай достоянием гласности, фонд “Аман-Саулык” получил ответ за подписью исполняющего обязанности главврача Талгарского района Алматинской области Н. Кульсеитова.
- Он пишет: все мыслимые сроки по этому делу прошли, административное взыскание применить мы уже не можем и поэтому будем наказывать виновных выговорами. Но ведь нет никакой гарантии, что подобное не повторится! - сетует Туменова. - А когда я поинтересовалась, почему на наше письмо сразу не обратили внимания в Талгарском райздраве, там сослались на норму, которая предприсывает: подобные письма рассматриваются в течение месяца! Да в советские времена за один такой случай сразу поснимали бы всех...

Ремонт в обмен на инвалидность
Другой вопиющий случай произошел в поселке Енбекши, что в Карасайском районе той же Алматинской области. В “Аман-Саулык” обратилась Светлана КОРОТИНА, инвалид 3-й группы по зрению. Женщина рассказала: недавно подошел очередной срок медицинского освидетельствования на подтверждение ее инвалидности. Коротина обратилась во врачебную экспертную комиссию (МСЭК) к хирургу Серику УСАЕВУ. Узнав, что муж Коротиной - слесарь-сантехник, хирург в обмен на нужный результат освидетельствования потребовал наладить отопление в своей квартире.
- После ее жалобы в наш фонд Усаев стал ей звонить, угрожать: мол, все равно придете ко мне на освидетельствование, - рассказывает Бахыт Туменова. - Тогда мы написали письма его начальству. Нам пришел ответ с приложенной объяснительной хирурга: мол, такого не было. А еще - копия письма Коротиной, в котором она отказывается от своих слов и просит аннулировать свою жалобу.

Позже в “Аман-Саулык” пришло еще одно, уже третье письмо от Светланы: по ее словам, Усаев с каким-то мужчиной приехал к ней домой, угрожал судом и требовал написать отказную, что она и сделала.
Нам удалось связаться с Сериком Усаевым. Тот подтвердил, что действительно обслуживал Коротину и что приезжал к ней домой. Только не “с каким-то мужчиной”, а с замначальника департамента труда и соцзащиты Алматинской области Мынжасаром ШУГАИПОВЫМ, который проводит расследование этого скандала. Именно к нему Усаев направил нас за разъяснениями.

- Да, Усаев действительно приезжал домой к Коротиной, - сказал нам г-н Шугаипов. - Правда, в этом он не сразу сознался. Угрожал он ей или нет - я не знаю. Возможно, он попросил ее написать отказную. А почему бы и нет? Возможно, та просто побоялась суда. Что мешает сторонам договориться? Кроме того, Серик беседовал с мужем Коротиной, возил его к себе домой, и они договорились, что специалист сделает ремонт. Но разве это возбраняется? Никакой коррупции в этом деле я не вижу. Между прочим, Усаев написал жалобу на Туменову - считает, что она на него наговаривает.

- В обществе произошел переворот: теперь врачи смотрят на человека, оценивая, не чем он болен, а сколько он “стоит”. И торгуются, как на рынке! - с горечью подводит итог Туменова. - Но каждый человек в белом халате должен осознать: завтра он может оказаться на месте Пауля или Коротиной. После этих двух случаев я поняла: теперь все жалобы, приходящие в наш фонд, надо пересылать не в Минздрав, а прямо в прокуратуру.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Поделиться
Класснуть