7474

Сквозь время

Сквозь времяВ минувшую среду в Алматы состоялась презентация фильма “Подарок Сталину” российского сценариста Павла ФИННА и казахстанского режиссера Рустема АБДРАШЕВА. Прошла она с размахом: возле кинотеатра “Арман” расстелили красную дорожку, а актеров привезли на белом лимузине.

Действие фильма разворачивается в 1949 году. На фоне новой волны жестоких репрессий страна готовится к празднованию 70-летнего юбилея вождя. Главный герой - еврейский мальчик (его роль великолепно сыграл Дален ШИНТЕМИРОВ), сосланный вместе с дедом из Москвы в Казахстан, мечтает сделать подарок Сталину, чтобы тот отпустил его родителей из заключения. В пути дедушка умирает, и мальчишка тоже обречен на смерть. Но путевой обходчик Касым (Нуржуман ИХТЫМБАЕВ) спасает его от гибели. В небольшом станционном поселке, куда попадает мальчик, живут такие же, как он, спецпереселенцы: Верка (Екатерина РЕДНИКОВА) - женщина, прошедшая все ужасы Алжира (Акмолинского лагеря жен изменников Родины), но не потерявшая своего достоинства; романтичный поляк Ежи (Вальдемар ШЧЕПАНЯК); кореец Глеб (Самат МЫРЗАХАНОВ); дунганин Фаты (Ерболат ТОГУЗАКОВ). Несмотря на все невзгоды, эти люди не утратили главных человеческих качеств - доброты, веры и желания любить. Тем временем Берия готовит свой подарок Сталину - первое испытание атомной бомбы...
Сквозь время
Не успев выйти в большой прокат, лента “Подарок Сталину” уже снискала славу на международных кинофестивалях в Берлине, Каннах и Пусане (Южная Корея). А вслед за казахстанцами “Подарок Сталину” увидят кинозрители России и Европы.

...Когда в зале зажегся свет, то несколько минут стояла оглушительная тишина. Вслед за тем на артистов обрушился шквал аплодисментов.

- Этот фильм стал для меня еще одной попыткой пробраться сквозь время, - признается режиссер Рустем Абдрашев. - Очень волновался, особенно когда в Пусане были. Примет ли зритель картину, прочувствует ли ее? Каждый год кинофестиваль в Пусане открывает какой-нибудь фильм, но из семи тысяч зрителей к концу просмотра остается ползала. Наша картина смогла удержать зрителя до конца.

- В фильме снимается много детей. Как вам работалось с юными актерами?
- Скажу по секрету (и не в обиду взрослым артистам): с детьми мне намного проще и легче работалось. Конечно, были и сложные моменты, например, заставить Далена по-настоящему расплакаться в конце картины. Пришлось провоцировать его на слезы.

Сквозь время- Когда вы задумывали этот проект, какую цель ставили перед собой как художник?
- В первую очередь мне важно было сделать правдивую, искреннюю историю. Надеюсь, нашей команде это удалось. Люди плачут в зале, и это лучше всего говорит о том, сумел ли я донести свой замысел до зрителя.
В отличие от режиссера исполнитель главной роли не очень-то волновался и, несмотря на юный возраст, поражал своей взрослой рассудительностью и общительностью.

- Понравилось быть актером? - спрашиваю Далена.
- Ты перевоплощаешься, можешь прожить историю других людей. Особенно понравилась сцена, когда мы с Ежи крадем баурсаки, а Верка бросает в нас муку. Еще прикольно было, когда Касым храпит, а я ему нос зажимаю. Но, конечно, были и трудности. Например, когда мне надо было расплакаться в конце фильма. Режиссер долго настраивал меня, но ничего не получалась, а потом слезы полились сами собой. Это был конец дня, дождь лил как из ведра, и я так устал, что заплакал.

- Твой герой похож на тебя?
- Он еврей, и я еврей. По маме.

- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Обожаю оригами. Когда режиссер узнал о моем увлечении, то появилась сцена, когда я делаю из бумаги розочку для жениха.

Сквозь времяЕкатерина Редникова, обладательница премии “Ника” за роль Кати в чухраевском “Воре”, в этой картине великолепно сыграла роль обиженной судьбой жены изменника Родины Верки с железным характером.
- Чем вас так привлек сценарий фильма “Подарок Сталину”?
- С тех пор как снялась в “Воре”, я не встречала сюжета такой глубины, драматической напряженности и эмоциональности. Более того, моя героиня Верка с ее нерушимой стойкостью близка мне по духу.

- Что сложнее всего вам далось в картине?
- Сцена смерти Ежи была, пожалуй, самой сложной. Но больше всего мне дорога сцена, которая далась с болью, - когда мою героиню насилует офицер. Я на нее долго настраивалась, потом ночью мне приснился кошмар, и утром я пришла на площадку в депрессивном настроении. Это мне и помогло сыграть сцену со всей болью и отчаянием, которые испытывает моя героиня.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть