6868

Куда “скорая” вывезет...

Врачи и политики ломают копья вокруг закона о частной медицине
На этой неделе в Алматы прошла конференция с участием исполнительного директора детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Энн ВЕНЕМАН и генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Маргарет ЧАН. В присутствии высоких гостей министр здравоохранения Анатолий ДЕРНОВОЙ заявил, что в 2009-2011 годах Казахстан откажется от участковых врачей, заменив их на докторов общей практики. Между тем медики с большим опытом работы настаивают: Минздраву пора обратить внимание и на частную медицину, подготовив для нее законодательную базу.

Куда “скорая” вывезет...Одним из первых о необходимости “узаконить” частников в белых халатах заговорил Иван КОРКАН, доктор медицинских наук, профессор, президент Ассоциации акушеров-гинекологов, член Ассамблеи народов Казахстана (на снимке).
Иван Павлович, возглавляющий один из лучших частных роддомов Алматы, в беседе с нашим корреспондентом привел веские аргументы в пользу своей позиции.

- Неужели без закона о частной медицине врачи и пациенты не проживут?
- Сегодня наше частное здравоохранение развито плохо, а кризис вообще поставил существование медицинской коммерции под угрозу, завел ее в тупик, - с горечью констатирует г-н Коркан. - В Казахстане коммерческая медицина почти не представлена: ее доля в медобслуживании населения - чуть больше 1 процента. Для сравнения: частники обслуживают 10 процентов россиян, 12 процентов израильтян. В Европе этот показатель равен 15, в США - 20 процентам.

Недавно фонд “Аман-Саулык” проводил опрос, который выявил, что 62 процента жителей Алматы предпочли бы лечиться в частных лечебных учреждениях: людей не устраивает качество медуслуг, оказываемых в государственных клиниках.

- Каким вы видите идеальный путь развития частной медицины?
- В других отраслях существуют государственно-частные предприятия. Почему бы не взять их за образец и в медицине? Все знают, что государство - неважный менеджер. А почему? Да потому, что хозяин коммерческой структуры лучше считает деньги. Оборудование и лекарства, которые закупают частные медцентры, качественнее и в разы дешевле тех, что приобретают госучреждения: у государства совсем иной механизм закупа.

- Вы имеете в виду тендеры с их непременными откатами?
- Видите, какой вы догадливый (смеется)! Сегодня огромные суммы вкладываются в здравоохранение. Есть ли эффект? Наоборот, ситуация ухудшается из года в год! И если мы считаем себя демократической страной, то у нашего человека должен быть выбор, куда он может пойти лечиться - в государственную структуру или частную. Должен быть выбор не только поликлиники, но и формы ее собственности.
Но если мы будем развивать государственное здравоохранение, а частное загонять в угол, то просто создадим монополиста - неподъемного монстра, без конкурентов и без какой-либо альтернативы для клиентов.
Но это - нарушение антимонопольного закона, не говоря уже о Конституции!

- Иван Павлович, после ваших слов может сложиться впечатление, что у нас вовсе нет частных медучреждений.
- Они есть. Но человеку приходится выбирать: либо простоять в очереди в душном коридоре муниципальной больницы, но лечиться бесплатно, либо потратить деньги, но почувствовать человеческое отношение к себе в платном медцентре. Разве это правильно? Если больше половины людей желает лечиться в частных клиниках, почему бы коммерсантов не привлечь госзаказом? Мы ведь отдаем частникам торговлю или, скажем, добычу нефти!
Все думают, что государству выгодно в первую очередь поддерживать бюджетные организации. Но посмотрите, на что тратятся бюджетные деньги: на строительство больниц, на их ремонт, на коммунальные услуги, на приобретение нового оборудования. А частная медицина во все это уже вложила сама, значит, государство, размещая заказ в коммерческой клинике, платит ей только за лечение. Это ли не аргумент в пользу того, чтобы тратить бюджетные деньги на заказ частному сектору?

Я, как руководитель частной клиники, не могу позволить себе задирать цены: ко мне же тогда никто не придет! И государство может этим легко пользоваться, разгружая бюджетные учреждения.

- При этом бюджетные больницы сами неплохо зарабатывают, оказывая платные услуги. Это ли не конкуренция?
- Там сильно демпингуют. За пролеченный случай они берут меньше частников, потому что государство уже заплатило за ремонт здания, за коммунальные услуги, за аппаратуру. В госклиниках 20 процентов оказанных услуг - платные. И зачастую они оказываются в ущерб гарантированному объему бесплатных мед-услуг. То есть государство плохо лечит бесплатно и в то же время гораздо лучше делает это за деньги. Но в таком случае в чем смысл существования бесплатных услуг?
В общем, нам срочно нужен механизм, который четко определял бы: кто предоставляет коммерческие услуги? Как должна развиваться частная медицина? В каких взаимоотношениях ей надлежит быть с государством?

- Но ведь и частная медицина имеет массу недостатков...
- Безусловно. Поэтому закон должен ее “подтянуть”. А сейчас невозможно говорить, что платные больницы поставлены в равные условия с государственными. Сегодня частников проверяют до 75 “ревизоров” в год! Конечно, в наш адрес есть нарекания. Но в огород госмедицины камней летит как минимум не меньше...
Я - владелец частного медцентра - заинтересован в хорошем исходе каждого пролеченного случая и отвечаю за любую неудачу. В гос-учреждении ответственность за халатность и ошибки распыляется. Как говорится, один сделал - он и отвечает, трое сделали - никто не отвечает.

- Зато в частных структурах зачастую низок уровень подготовки специалистов.
- Да, к сожалению, так было всегда. Но сегодня все больше и больше профессионалов уходит из госструктур. А все потому, что “государственный” врач получает зарплату, не зависящую от того, сколько пациентов он принял, “частнику” же платят за каждый пролеченный случай. Сегодня коммерсанты не берут на работу врачей сразу после института. Все вчерашние студенты сидят в бюджетных больницах: там им нужно отработать 5-10 лет, чтобы претендовать на должность врача в частной клинике.

Основа основ - финансирование. Сейчас из бюджета спускаются суммы, которые просто распределяются между больницами. Хотя очевидно: больной должен идти к тому врачу, которого ему советуют, в ту клинику, у которой хорошая репутация, а не туда, куда “скорая” привезет. И когда пациент сам выбрал учреждение, государство просто оплачивает этой клинике его лечение. Такая система оплаты действует во многих развитых странах мира. Когда-то знаменитый офтальмолог Святослав ФЕДОРОВ говорил, что заниматься лечением для государства выгоднее, чем добывать золото. Если правильно врачевать, то в экономику придет здоровый человек, а значит - казна получит сверхприбыли. Чем скорее это поймут “наверху”, тем лучше и для страны, и для всех нас.

Только цифры
В 2008 году затраты городского бюджета Алматы на здравоохранение в сравнении с 2007 годом возросли в 1,2 раза.
Средняя стоимость лечения одного пациента поднялась с 31644 до 36781 тенге.
Стоимость одного посещения поликлиники - с 551 до 614 тенге
.

Комментарии в тему
Дарья КЛЕБАНОВА, депутат мажилиса: Законы едины для всех
- Сейчас депутаты и общественность широко обсуждают проект Кодекса об охране здоровья и системе здравоохранения. Проходят общественные слушания, “круглые столы”. Думаю, что до конца 2008 года мажилис завершит работу над этим законопроектом. Кодекс четко регламентирует права и обязанности пациентов и врачей, в том числе и частных клиник - вплоть до целителей. Я не считаю, что нужен закон о частной медицине. Негосударственная медицина должна регулироваться общими законами, которые направлены на охрану здоровья населения.

Жаксылык ДОСКАЛИЕВ, депутат мажилиса, экс-министр здравоохранения: Разгружайте бюджет!
- Развивать частную медицину и ставить ее в равные условия с государственной необходимо однозначно. Нужно понимать, что мы идем в рынок. И если на частную медицину переложить весомую долю оказания качественных услуг, это будет большая разгрузка для бюджета. А президент недавно так и сказал: в условиях кризиса мы должны максимально разгрузить бюджет.
Нужно смело размещать госзаказы в частных медцентрах.
Конечно, развитию частной медицины мешает отсутствие законодательной базы. Думаю, основным инициатором ее формирования должен быть Минздрав.

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ

Поделиться
Класснуть