13967

Тайны следствия

Тайны следствияИрина ХАН (на снимке), супруга Дмитрия ТЯНА - одного из подозреваемых, который вместе с Олегом ЕВЛОЕВЫМ обвиняется в убийстве семьи предпринимателя из Астаны Марата ЕСЕМСЕИТОВА (см. “Зверское убийство”, “Пуля киллера нашла?”, “Депутаты требуют “вышки”, “Время” от 23, 29 и 30.10.2008 г.) уверена, что ее муж невиновен. В минувший четверг Ирина собрала пресс-конференцию в столичном филиале Международного бюро по правам человека, где рассказала о многочисленных нарушениях, допущенных следствием.

Ирина и Дмитрий были давними знакомыми Есемсеитовых. О трагедии, случившейся в микрорайоне “Чубары”, они узнали на следующий день. Тогда же, 22 октября, Ирину и Дмитрия пригласили в ДВД, чтобы допросить как свидетелей.
- Мы прибыли в ДВД города в 17 часов, - рассказывает Ирина. - Нас вызвал оперуполномоченный - подполковник ИСЛАМОВ. Мой допрос проводил капитан ОСПАНОВ - тоже оперативный работник. Допросы происходили в разных помещениях и продолжались до 22 часов.

По словам Ирины, у них несколько раз “откатали” отпечатки пальцев, сделали фото анфас и в профиль (так называемая процедура “образ-плюс”).

После допроса в городском ДВД Ирину и Дмитрия доставили в ДВД столичного района Алматы. Тамошние оперативники, утверждает она, уже не представлялись.
- Там нас опять развели по разным комнатам, - говорит г-жа Хан. - На меня продолжалось психологическое давление, а на моего супруга уже начали воздействовать физически. Его избивали, издевались над ним. Раздели до трусов. Естественно, “работали” они профессионально, старались так, чтобы не оставалось синяков. Наступали обувью на голые ноги, насильно усаживали его на шпагат. От него требовали признаться в организации преступления или в соучастии в нем.

По словам г-жи Хан, ее выпустили из райотдела в час ночи, Дмитрия - на полтора часа позже (после того как женщина пригрозила позвонить в прокуратуру). Следующую “встречу” полицейские назначили на 10 часов утра 23 октября.

- Мы хотели сделать медицинское освидетельствование, чтобы зафиксировать побои, - продолжает Ирина. - Но времени было мало. И тогда мы решили сначала обратиться с жалобой в КНБ. Там дежурный следователь выслушал нас и попросил написать заявление. Именно рукой потерпевшего - моего мужа Дмитрия. Пока муж писал заявление, наступило 10 часов. Нам позвонили оперативники ДВД и в грубой форме спросили, почему мы не явились. Я объяснила, что сейчас мы находимся в здании КНБ и как только освободимся, сразу придем. Минут через 5 туда ворвались три оперативника и учинили скандал, пытаясь силой вытащить моего мужа из здания. Хватали его за ворот, за руки.

Чекист позволил Дмитрию дописать жалобу, но тут же, на крыльце КНБ, Тяна забрали полицейские. Его жена направила жалобы в прокуратуру района Алматы и в департамент собственной безопасности МВД.
- Еще в ходе допроса, 22 октября, моего мужа постоянно называли убийцей при свидетелях. Так и говорили: “Снимите, пожалуйста, отпечатки, это убийца троих детей!” - возмущается Ирина. - А меня - “женой убийцы”. Говорили, что я покрываю преступника, что сплю с убийцей. Уверяли мужа: “Если мы тебя закроем в СИЗО, тебя там прикончат. Или ты сам не доживешь - повесишься!”

23 октября Дмитрий вернулся домой. Но не один, а под конвоем.
- В сопровождении якобы физической охраны, - комментирует Ирина. - В нашем доме присутствовали двое работников СОБРа. Или ОМОНа - я не знаю...

24 октября супруги наняли адвоката Заглию НУРУШЕВУ. В тот же день Дмитрия Тяна задержали по статье 132 УПК РК на 72 часа. Обвинения ему предъявлено не было. Ни жену, ни адвоката к задержанному не пустили, сославшись на праздничные дни. Однако праздник не помешал районному суду под председательством судьи РАМАЗАНОВОЙ 26 октября вынести постановление о задержании Дмитрия Тяна на 10 суток.

- На каком основании? - недоумевает Ирина. - Только потому что дело резонансное? Мой муж полностью рассказал о своих дружеских и деловых отношениях с семьей Есемсеитовых. Он подробно сообщил, чем занимался в интересующее следствие время, практически по часам: с кем встречался, с кем созванивался. Его алиби можно проверить. Он законопослушный гражданин и полностью отрицает причастность к событиям того страшного дня. Однако его алиби никаким образом не проверяется. Вообще! Практически ни одного свидетеля, готового подтвердить алиби, не было вызвано. Не была сделана детализация его звонков с мобильного и с городского телефонов. Мои доводы как жены о том времени, когда он находился со мной дома, вообще игнорируются! Но свидетели - это не только друзья и знакомые, а и незаинтересованные люди. Например, нотариус, которого посещал мой муж.

Улики, о которых сообщило МВД, в частности - найденные в коттедже отпечатки пальцев Дмитрия, Ирина не признает, комментировать информацию “о долгах” Тяна Марату Есемсеитову отказывается.
- В августе нынешнего года мой муж помогал монтажнику ТОО “Зазеркалье” устанавливать зеркало в ванной комнате (дома у Есемсеитовых. - М.Н.), - отвечает г-жа Хан на вопрос об отпечатках. - Кроме того, в начале лета Дмитрий (он - строитель) со своими рабочими производил ремонт в коттедже Есемсеитовых. Естественно, качество работ проверял самолично.

После праздников ни адвоката, ни жену к Дмитрию Тяну так и не допустили.
- В ИВС нам говорят: его нет, он на следственных действиях, - жалуется Ирина. - А следователи утверждают: “Мы ничего не знаем!”
Что сейчас с Дмитрием, где он и в каком состоянии, ни Ирина, ни адвокат Нурушева не знают.
- Если появится документ (признание. - М. Н.), я знаю на 100 процентов - это самооговор, - уверена Ирина. - Его заставили, его принудили к этому. Я свидетель: мой муж в тот день находился рядом со мной, и меня никто не убедит, что это не так!

Маргарита НИКИТИНА, фото автора, Астана

От редакции Мы долго сомневались, публиковать ли этот материал. Естественно, первым делом связались с пресс-секретарем МВД РК Багдатом КОДЖАХМЕТОВЫМ. Он заявил, что слова Ирины Хан - не более чем одна из тактик защиты, изъявив готовность готовность обеспечить газете комментарий любого следователя, входящего в следственную группу по этому громкому делу. Однако позже, когда мы вновь позвонили пресс-секретарю МВД, он сослался на необходимость получить согласие вице-министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА, лично курирующего следствие. Переговорив с генералом, Багдат Коджахметов сообщил: никаких комментариев не будет. По его словам, в МВД уверены в правоте следствия.
Поделиться
Класснуть

Свежее