7871

Членам - по лбу

Членам - по лбуСовершенно нелепое, в духе скверного анекдота, продолжение получила история с бунтом в Союзе художников (см. “ Как кисть в горле ”, “ Скажешь гадость - сердцу радость ”, “Время” от 15 и 22.10.2008 г.). Правление СХ приготовило сюрприз непокорным: с подачи председателя организации Еркина МЕРГЕНОВА бухгалтерия союза не приняла от “протестантов”... членские взносы. Таким образом у руководства СХ появился формальный повод выбить оппозицию из своих рядов. Причем в буквальном смысле.

Г-н Мергенов со страниц нашей газеты уже обвинял бунтарей в злостном уклонении от уплаты взносов (к слову, цена вопроса - целых 50 тенге в месяц). Еркин Тлекович праведно негодовал: мол, как они смеют раззевать рты, не оплатив ему - председателю союза - отопление и свет в его кабинете. К приходу нашего корреспондента г-н Мергенов даже подготовил официальную бумагу, заверенную печатью бухгалтерии cоюза, гласившую: А.АКАНАЕВ, А.СЫДЫХАНОВ, М.НУРЛЫБАЕВ, В.ПСАРЕВ, С.АЛЬЖАНОВ и Ф.МУКАНОВ (те, кто больше всех возмущался со страниц нашей газеты) не скидывались на художнический общак как минимум в течение двух лет - 2007-2008-м. Не желая давать повод придраться к ним на ровном месте, неплательщики на днях отправились в правление союза - гасить долги. На входе в здание СХ красовалось объявление: “Уважаемые члены союза, не забудьте уплатить взносы”. Живописцы отправились в кассу, на ходу доставая портмоне из широких штанин. Но кассир, увидев их... наотрез отказалась брать деньги.

- Кассир заявила: мол, есть указание сверху не брать с вас денег, а хотите разобраться - идите к заместителю Мергенова Тимуру ОРДАБЕКОВУ, - рассказывает шокированный Амандос Аканаев. - Ордабеков нам сказал, что до пленума, который пройдет 19 ноября, с нас ни копейки брать не будут. Получается, нас - возмущавшихся политикой Мергенова - занесли в черный список, чтобы на пленуме исключить из рядов союза как злостных неплательщиков. Но мы, между прочим, не получали уведомления, что настала пора платить. Хотя раньше нам звонили заранее, предупреждали.

Дальнейшее развитие событий, по словам г-на Аканаева, шокировало всех. 70-летний аксакал палитры - художник Флобер МУКАНОВ стал требовать, чтобы у него все-таки приняли деньги. То ли он попытался насильно всучить их Ордабекову, то ли просто обидел его своим поведением, но зам Мергенова, по словам Аканаева, повалил тезку французского писателя на пол. Его слова подтверждают и другие художники, ставшие невольными свидетелями этой дикой сцены. Муканову стало плохо с сердцем, и его увезли домой. Позже сам Ордабеков уверял автора этих строк: он, мол, и пальцем не тронул своего оппонента. Однако, как рассказал нам сын Флобера - художник Малик МУКАНОВ, уже вечером Ордабеков приехал к ним домой, попросил у отца прощения, предложил замять конфликт и... принял у него членские взносы, как говорится, не отходя от кассы.

- Решение не принимать взносы - очень хитрый ход, - комментирует решение Мергенова Амандос Аканаев. - Нас исключат из союза, и у нас не будет доступа к документации. А пока мы будем судиться и доказывать, что мы не верблюды, там будут что-то делать с документами. Вообще у правления сейчас лихорадочное состояние после ваших публикаций. У нас есть информация, что вторая статья (“Скажешь гадость - сердце радость”. - В.Б.) стала своего рода бомбой - некоторые люди бегали по киоскам и целенаправленно скупали тираж газеты. Мергенов раньше никогда никуда не выезжал, а тут вдруг срочно накануне пленума поехал в Караганду и принял в союз 9 новых членов. Параллельно идут переговоры и с художниками из Астаны, которые пишут письма в защиту Мергенова. А на наше требование провести съезд в этом году в правлении и ухом не повели. Ничего нам не объяснили и насчет продажи выставочного зала, а также другой недвижимости союза.

Членам - по лбу- В уставе Cоюза художников, который мы писали вместе с живописцем Сабуром МАМБЕЕВЫМ, членские взносы вообще были отменены, - рассказывает художник Владимир ПСАРЕВ. - Тогда я говорил, что если у союза нет производственной базы, то нет и морального права собирать деньги. А вот когда мы дадим людям возможность заработать, тогда и впору будет говорить о взносах. Когда в 2004 году их все-таки ввели, я сказал Мергенову: мол, хочешь посадить художников на крючок? Так в итоге и вышло...

У рулевого Союза художников - своя правда.
- С чего это они столько лет не платили, а теперь вдруг побежали?! - возмущается г-н Мергенов. - Вот пленум пусть и решает, как с ними поступить. Не платят, а претензии через газету предъявляют! По старому уставу вообще было такое: если человек 3 месяца не платит взносы, его исключают!.. А про драку я не слышал. Я вообще дома лежу, болею. Ордабеков - самый тихий человек, с инфарктом, в жизни никого пальцем не тронул! Как он может такого здоровяка, как Муканов, избить?

В общем, “здоровяку” Муканову, похоже, повезло больше других. Рискуя собственным здоровьем, он сумел избавиться от клейма “неплательщика”. А вот его “соратников по борьбе”, у которых не приняли деньги, скорее всего, будут публично бичевать на пленуме СХ 19 ноября. Причем в присутствии корреспондентов газеты “Время” - приглашение мы уже получили.

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира Третьякова, Ляззат тайкиной-Третьяковой и Владимира Заикина
Поделиться
Класснуть