Обделаться легким испугом

В костанайском райсуде начался уникальный по своей курьезности процесс. По версии обвинения,
пенсионер Мукаш ШОНОВ вымогал у
акима Костанайского района Геннадия ТЮРКИНА (на снимке справа) 20 миллионов тенге.
В такую сумму якобы был оценен компромат на самого Тюркина и акима области Сергея КУЛАГИНА (на снимке слева).
Акиму Тюркину, несмотря на большую занятость, пришлось явиться на первое судебное заседание, чтобы дать показания лично. Геннадий Николаевич выступает в этом уголовном деле потерпевшим.
Напротив него в стеклянном кубе под замком и охраной двух приставов сидит обвиняемый Шонов, который вину свою не признает. Тюркин в зале суда по этому поводу выразился достаточно экспрессивно:
- Он меня обосрал на всю республику и теперь сидит!
Как рассказал аким, в начале мая начальник отдела документации акимата занесла к нему в кабинет письмо и сказала:
“Тут какие-то угрозы вам и Кулагину”. После прочтения письма Тюркину стало нехорошо: бумага была переполнена данными, порочащими как его лично, так и вышестоящего руководителя. Автор письма сообщал, что в течение нескольких дней он позвонит и назначит сумму выкупа сведений. В случае если ему откажут в указанной сумме - обещал отправить компромат президенту, генпрокурору и в прочие высокие инстанции.
- В том письме такие странные вещи написаны, - возмущался аким Тюркин. - Например, якобы я по 100 тысяч долларов брал взятки за назначения акимов районов по области. Вообще, письмо написано было очень грамотно. Факты там есть. Но они искажены! Конечно, мне нанесен моральный ущерб. Но ладно - мое достоинство... Там затронуто достоинство Кулагина!..
Видимо, именно это обстоятельство Тюркин считает самым страшным проступком обвиняемого. Поэтому странно, почему аким области тоже не признан потерпевшим по этому делу? Если бы это случилось, то и Кулагину пришлось бы явиться в суд для дачи показаний. Тогда бы действия местных властей приобрели более цельный характер, а сам судебный процесс стал бы еще веселее для публики.
Впрочем, в суде Тюркин рассказал, что сразу после прочтения бумаги он отправился в облакимат, где поведал о случившемся своему шефу. Посоветовавшись, Геннадий Николаевич и Сергей Витальевич решили обратиться в полицию: угроза анонимного собирателя компромата отправить жалобу президенту показалась им очень серьезной.
Среди “фактов”, которыми изобиловало письмо, - вопросы о дорогих иномарках, будто бы имеющихся в распоряжении акима, о плодородных землях, якобы обрабатываемых его сыном, о строительной компании, владельцем которой вроде бы является сват Тюркина.
Через несколько дней автор письма позвонил районному акиму на мобильный и обо всем напомнил. Свое молчание он оценил в сумму, равную 20 процентам от стоимости ремонта центральной площади поселка Затобольск. Аким ахнул:
- Двадцать миллионов - это же дурдом! Сказал бы 20 тысяч - я бы еще подумал…
К тому времени опера из управления криминальной полиции (УКП) уже снабдили Тюркина диктофоном, на который он записывал переговоры. Аким даже торговался, чтобы вывести звонившего на долгий разговор, но “народному мстителю” это быстро надоело. Он поспешил на почтамт и отправил-таки свои послания в высокие инстанции! В общем, отказался от денег и выполнил обещание наябедничать.
Оперативники тут как тут, ведь они несколько дней вели за ним слежку. Вскоре получили санкцию на выемку эпистол. Ближе к вечеру их автора задержали, затем арестовали и поместили в СИЗО, где он находится по сей день.
Между тем показания некоторых свидетелей в суде оставляют странные ощущения. Так, оперативная сотрудница УКП поведала: после ареста ее пригласили на опознание, которое почему-то проводилось по фотокарточкам, а не с живыми людьми. В результате опознала “не того” человека. Выяснилось также, что на этой процедуре не было понятых, хотя в документах они указаны.
Свидетель Умирзак МНАЙДАРОВ недоумевал:
- Я, как бывший сотрудник финполиции, знаю, что такое вымогательство, как это документируется и доказывается. Надо было подсудимому деньги дать. Если бы он взял - тогда бы его и под арест. А что получилось? Письма отправленные изъяли, до адресатов они не дошли, их содержание не проверили, а ему “ласты закрутили”. Натуральное маски-шоу…
В начале октября подсудимый отправил из СИЗО все по тем же адресам второе разоблачительное письмо. На этот раз его не отследили. В результате, как сказал в суде Геннадий Тюркин, теперь об этом скандале
“вся область говорит, а финполиция по каждому пункту всех в акимате допрашивает. Уже из акимата сотрудники бегут! А в письме все - вымысел... и ничего не нашли”.
51-летний Мукаш Шонов пока отказывается от дачи показаний в суде, используя свое процессуальное право. Хотя аким Тюркин и заявил в суде, что не настаивает на строгом наказании обидчика:
- Я не кровожадный. Человек есть человек, всем свойственно ошибаться. Главное, чтобы он понял, что поступил неправильно.
Стас КИСЕЛЕВ, Костанай,
тел. 8-777-2265521
e-mail: stas_kiselev@rambler.ru
Фото Сергея ФИЛАНОВИЧА
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

