10332

Сергей Козлов, Александр НЕЗДЕМКОВСКИЙ, Ярослав РАЗУМОВ: Анау-мынау о Текущем Моменте

Сергей Козлов, журналист: Партия, похожая на правящую.
“Нур Отан” создает партийную школу. Во всяком случае, об этом заявил один из лидеров этой партии Бакытжан Жумагулов. Партийная школа, как известно, призвана ковать партийные кадры, что и подтвердил Бакытжан Турсынович - будем ковать.
Естественно, у всех, кто вышел из СССР, сразу же возникла аналогия с приснопамятной КПСС и ее партшколами, и пошла писать губерния - журналисты вдоволь уже поизгалялись над новой-старой идеей новой-старой партии власти.
Однако в самой этой идее нет ничего абсурдного, и в то же время нет ничего перспективного.
Такой вот парадокс современной политической практики. Необходимость формирования новых партийных, управленческих кадров в рыночной реальности очевидна. Прежние управленцы и идеологи, воспитанные в условиях реального и повсеместного социализма, себя наглядно показали полтора десятилетия тому назад. Когда в период перестройки рушился тот же СССР, выпестованная коммунистами пропагандистская машина, система идеологической обработки, армия всевозможных кураторов и партийно-комсомольских секретарей оказалась никчемной во всех отношениях. Когда пробил час настоящей борьбы и испытаний, “легионы разбежались”, попрятались и дезертировали.
Сегодня “Нур Отану” нужны, конечно же, новые легио-неры, - обученные по современным методикам, знающие реалии рынка и особенности живой политической дискуссии, умеющие не только полемизировать, но и заменить собой старый, сиречь коммунистический, административный аппарат. Ибо смена поколений активно идет везде, а профессиональных кадров катастрофически не хватает. И в центре, и в особенности на местах - на всех уровнях и во всех сферах.
Но, повторимся, идея-то правильная, но невыполнимая. Вернувшись к истории КПСС, - уж извините за банальность, но она здесь как нельзя кстати, - вспомним, что ее основатели, большевики, 90 лет тому назад были просто непобедимы. Они добились власти в ожесточенной борьбе с множеством врагов и конкурентов. И, прежде всего, с самой популярной в то время левой партией - с эсерами. А почему добились? Потому что были воспитаны в жесткой политической конкурентной среде. Потому что партийные большевистские кадры формировались и обучались в самой высшей партийной школе - в условиях реальной политической драки.
“Нур Отан” же держится на авторитете своего лидера, то есть главы государства. А в самом худшем своем проявлении - на принудительном массовом “загоне” в партийные ряды сотрудников бюджетных организаций, студентов и военнослужащих. “Мускулов” у “Нур Отана” как таковых нет, негде их было наращивать. Есть только гигантская масса, которой он на какое-то время “придавил” своих конкурентов.
Поэтому сколько ни обучай в формальных партийных школах лощёных партийных функционеров, в настоящей “драке” они все одно будут биты. Правда, пока “драчуны” (то бишь политические оппоненты) по ту сторону политического барьера еще не созрели. Но созреют, и довольно скоро, согласно всем историческим и демо­графическим неизбежностям.

Александр НЕЗДЕМКОВСКИЙ, заместитель главного редактора газеты “Мегаполис”: Перелом сознания.
Вы никогда  не были калекой?  Не испытывали чувство беспомощности,  поднимаясь по лестнице? Или чувство бессильной злости,  когда нет возможности взять на руки маленького сына, погулять  с ним  на улице?
Что такое быть не таким, как все, я понял, когда во второй раз сломал ногу. В первый раз это случилось в военном училище - тогда разлетевшийся вдребезги сустав казался неким разнообразием в скупой на отдых армейской жизни.
Наверное, это действительно сермяжная правда жизни - не испытаешь на своей шкуре, не поймешь. Второй перелом, в более зрелом возрасте, заставил задуматься. Задуматься над одной темой. Темой, которая мне как заместителю главного редактора газеты раньше казалась не “тиражной”, в какой-то мере не интересной читателю - темой инвалидов. Именно в этот момент я заметил, что их практически нет на улицах. Они исчезли, их стало меньше? Нет, по-моему, они просто перестали “выходить в люди”.
Знаете, что поражает в западных странах? Количество инвалидов. Там они везде: в супермаркетах, автобусах и даже ночных клубах. Складывается впечатление, что их едва ли не половина общества. Может, потому что они не боятся показываться на улице, не чувствуют себя ущербными? Там - они ТАКИЕ ЖЕ, КАК ВСЕ.
А вы можете представить человека в инвалидной коляске в нашем общественном транспорте? (Да у нас хоть один автобус или троллейбус приспособлен для этого?) А “инвалидку” (помните, были такие автомобили?) в час пик, в потоке крутых иномарок? Лично я - нет. А вы не замечали, какие пандусы сотворены возле некоторых учреждений и магазинов? Они сделаны под таким углом, что на них опытный скалолаз взобраться не сможет. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве мест отсутствуют даже такие “американские горки”.
Мне припомнилась картинка из детства: к тете Фае из соседнего двора слетались девчонки, чтобы из цветной бумаги  (была такая в рулончиках, рельефная) вырезать и склеивать, как казалось, смешные картинки. Но даже нас, мальчишек, набегавшихся с мячом, она смогла приобщить к этому увлечению. Стыдясь и скрываясь друг от друга, каждый из нас (как выяснилось позже) все-таки сотворил маленький шедевр под руководством пожилой женщины. И только спустя много лет, валяясь в гипсе на диване, я вспомнил то, чему многие годы не придавал никакого значения, - тетя Фая была прикована к инвалидной коляске.
Сейчас, ковыляя на костылях по лестницам, которых раньше не замечал, мне кажется, что будет справедливым тех чиновников, которые утверждают, что у нас в Казахстане соблюдаются права инвалидов, месяцок заставить передвигаться на костылях или в инвалидной коляске.
Месяц побыть в состоянии… нет, не полной беспомощности. В состоянии некой неполноценности. Может быть, тогда в нашей стране даже такие элементарные вещи, как НОРМАЛЬНЫЕ пандусы станут нормой, а люди, которые НЕ ТАКИЕ, КАК ВСЕ, смогут почувст­вовать себя полноценными членами общества.

Ярослав РАЗУМОВ, журналист: Метро,понты и гужевой транспорт.
История строительства метро в Алматы - это как решение жилищной проблемы при СССР. Тогда чуть ли не каждый очередной генсек брал на себя обязательства ее решить… То к озвученной дате наступления коммунизма, то к Московской Олимпиаде. Что получилось из этого - известно. Ничего. Но традиция власти обещать народу нечто масштабное так и осталась. И живет.
Газета “Время” уже писала о том, как строят в городе метро. Поставим вопрос иначе - зачем городу метро?
Априори принято считать, что метро необходимо городу везде и всегда. Типа разгружает автомобильные потоки. Но всегда ли это так? Судя по алматинской схеме метрополитена, это вовсе не обязательно. Что решит первая ветка подземки, идущая по старому центру города всего-то несколько километров? Наверное, весьма мало, если не ничего. Это и гужевой транспорт дал бы сопоставимый эффект, и всего-то надо немного потратить на овес. Уж если и строить линию, то вдоль по Саина и к массиву барахолок.
Проект метро в Алматы уже давно перестал иметь ясную функциональность, став символом. Символом административной успешности того городского головы, при котором по рельсам подземки пробежит первый поезд. Цена достижения этого символа и чисто финансовая, и общеэкономическая вроде бы уже и не так важна.
Но все же. Что даст городу метрополитен, кроме понтов? Понтов понятных, хотя уже и не слишком оригинальных на втором-то столетии существования в мире подземки (это примерно как с полетами в космос). Хорошо, будем настроенными не просто позитивно, а уперто-позитивистски: появится возможность немножечко разгрузить пару центральных улиц; новые рабочие места - несколько сотен, от силы пару тысяч. Вроде все. Ах ну да - реализация тех самых понтов. Только представьте: названия первых станций метро, перерезание красной ленточки, иностранные делегации, заголовки в официальной прессе типа “Впервые в постсоветской Центральной Азии”…
Теперь - что на другой “чаше”? О безопасности метро в газете “Время” уже было сказано много и хорошо. Посмотрим на экономику.
Даже самое “раскрученное”, большое и эффективное метро в мире - Московское, окупает себя лишь на 75 процентов (и это очень хороший показатель!). Все остальное, а это немалые миллионы (если не десятки миллионов) долларов, покрывают дотации из бюджета города. То есть по “нисходящей цепочке” - из карманов горожан. Нас с вами.
Но это еще далеко не все. Метрополитен - объект крайне энергоемкий. Сама работа подвижного состава, эскалаторов, вентиляция, системы освещения и пожаротушения… Все это может работать только при стабильном энергоснабжении. Так вот - способна ли энергосистема Алматы и региона обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии для такого сложного и энергоемкого объекта, как метрополитен? Ведь его еще пока нет, а в городе уже участились отключения электроэнергии. А хотелось бы вам, сограждане, попасть в такую ситуацию, будучи глубоко под землей в вагончике метро?

Поделиться
Класснуть