13970

Air Astana там правит бал

Air Astana там правит балНе так давно в редакцию газеты “Время” обратились бортпроводники авиакомпании “Эйр Астана”. По их словам, национальный авиаперевозчик начал кампанию увольнений бортпроводников. По иронии судьбы, на прошлой неделе министр транспорта и коммуникаций Серик АХМЕТОВ провел в своем ведомстве совещание по вопросам развития в стране гражданской авиации с участием президента АО “Эйр Астана” Питера ФОСТЕРА. Министр дал мистеру Фостеру четкую установку: сохранить в компании рабочие места, не задерживать выплату зарплат, сохранить достигнутые объемы авиаперевозок и не допускать роста тарифов.

- Раньше в авиакомпании безостановочно проходил набор стюардов и стюардесс, потому что народ постоянно приходил и уходил, - рассказала нам одна их бортпроводниц по имени Марина. - Но из-за кризиса проводники перестали увольняться по собственному: никто не хочет терять работу. А руководство авиакомпании продолжало набирать новичков. В конце концов, возник переизбыток персонала. И если раньше каждый из нас летал примерно по 70 часов в месяц, то в последние месяцы - около 40 часов. Руководству компании невыгодно держать большой штат. И теперь стараются найти любой предлог для увольнения. Поэтому стали придираться к внешнему виду, делать замечания. Дошло до того, что теперь после прилета нас начинают “шмонать” в аэропорту - проводят в специальную комнату, заставляют открывать сумки, снимать одежду, пытаются найти продукты и напитки, которые бортпроводник мог взять из самолета.

Когда курс доллара поднялся, авиакомпания продолжила выдавать нам суточные в тенге. И если раньше на питание (при полете в Европу) нам выдавали суточные, эквивалентные 60 долларам, а по другим направлениям - 50 долларам, то теперь в валютном выражении эти суммы значительно сократились. Мы и раньше на эти деньги еле-еле концы с концами сводили, а теперь питаться будем частично за свой счет. Зато иностранцы в “Эйр Астане” шикуют: зарплаты приезжих летчиков (а они у нас со всего мира - из Японии, Италии, Испании, Америки и даже из Африки) в 3-4 раза выше, чем у казахстанцев. Им предоставляют квартиры и транспорт за счет авиакомпании: считается, что они в Казахстане - в командировке.

Как рассказали бортпроводники, в авиакомпании стали экономить и на пассажирах. К примеру, если раньше в самолетах пассажирам эконом-класса предлагались спиртные напитки (ром, джин и очень популярный ликер “Бейлис”), то сейчас оставили только те, что подешевле, - казахстанского производства (коньяк, вино, водку и пиво). Если прежде большой выбор напитков предлагался на всех рейсах, в том числе - внутренних, то теперь пассажирам последних оставили только пиво.

- Бывает, на рейс “туда и обратно” выдают всего 24 бутылки пива, - говорят стюарды. - Пассажиры начинают возмущаться: у вас плохой сервис, у вас плохие бортпроводники! Нам приходится отдуваться за авиакомпанию… Потом начинаются разборки с руководством, которое упрекает: мол, почему вы не дали пиво? Питер Фостер недавно нас собирал: объявил, что “Эйр Астана” сокращает свои расходы. Но почему это делается за счет персонала?

Все претензии бортпроводников мы переадресовали руководству авиакомпании. Ответ на наш официальный запрос пришел быстро. На вопрос, почему стюардов и стюардесс стали обыскивать, Белла ТОРМЫШЕВА, директор департамента по связям с общественностью “Эйр Астаны”, нам ответила: “Службы безопасности имеют право на выборную проверку как меру по предотвращению хищений, ввоза запрещенных предметов или контрабанды. Это стандартная практика, принятая во многих аэропортах мира”. Правда, о конкретных случаях разоблачения сотрудников авиакомпании ничего не сообщила.

Пресс-служба “Эйр Астаны” уверяет нас: в ноябре-декабре 2008 года из компании уволились всего 1,3 процента бортпроводников, а в январе-феврале 2009 года и того меньше - 1,1 процента.
Пассаж о причинах сокращения объемов и ухудшения ассортимента спиртного в самолетах заслуживает дословного цитирования: “Мы проводим регулярные исследования по потреблению различных видов напитков на наших бортах. По результатам одного из исследований авиакомпания в июне 2008 года отказалась от предоставления рома, джина и “Бейлис” в эконом-классе по причине невостребованности этих напитков” (выделено мной. - В. Б.).

Внятного ответа на вопрос, почему “Эйр Астана” платит заграничным летчикам гораздо больше (по словам стюардесс - от 5 тыс. долларов и выше), чем отечественным, мы так и не получили. Пресс-служба отделалась общими фразами типа “нехватка летных кадров”, “это нормальная практика”, “летчики работают в разных странах мира и выбирают лучшие условия”. Как оказалось, сегодня в авиакомпании работают 306 пилотов, 26 процентов из которых - иностранцы.

В подорожании билетов, по версии “Эйр Астаны”, виноваты исключительно западные валюты: “Так как топливный сбор и другие пассажирские сборы на международных рейсах установлены в системах бронирования в долларах, евро и фунтах (в зависимости от направления), то и суммарный тариф со всеми сборами стал выше.
Курс доллара и других валют к тенге меняется в системах бронирования каждый день в соответствии с курсом Нацбанка. Сами тарифы на перевозку пассажиров мы не повышали”.

Кстати, в 2008 году “Эйр Астана” перевезла 2,3 млн. пассажиров - на 8 процентов больше, чем годом ранее. А вот прибыль авиакомпании, за тот же 2008 год почему-то сократилась в сравнении с 2007-м почти втрое - с 35,3 млн. долларов до 11,6 млн. Вот и решили авиабоссы наращивать свой профит. Причем взялись, как у них водится, за самых малооплачиваемых и безответных.

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

А тем временем...
Монополист должен пойти навстречу пассажирам

Полку казахстанцев, не желающих мириться с произволом национального авиаперевозчика, прибывает: ряды сторонников общественного движения “Союз пострадавших от “Эйр Астаны”, созданного больше двух недель назад, но пока не зарегистрированного (см. “Airsatana против Airastana”, “Время” от 31.1.2009 г.), за это время увеличились на несколько десятков человек.

- К нам обращаются разные люди - и крупные предприниматели, и рядовые граждане. Все они выражают солидарность, некоторые из них соглашаются вступить в нашу команду, - говорит один из организаторов союза Виктор КОВТУНОВСКИЙ. - В ближайшее время мы не планируем каких-то громких акций, сначала нужно все тщательно продумать. Сейчас мы собираем информацию, анализируем ее, чтобы целенаправленно добиваться изменения политики компании. Мы намерены предложить решения, которые устроили бы и пассажиров, и авиаперевозчика. Тот, кто думает, что мы покричим и успокоимся, сильно ошибается. Мы будем действовать до тех пор, пока компания-монополист не пойдет навстречу своим пассажирам.

По словам Виктора Ковтуновского, одна из главных задач союза - добиться снижения существующих тарифов на авиабилеты и изменения жестких внутренних условий авиакомпании. При этом в союзе подчеркивают: они не ставят перед собой цели добиваться возмещения ущерба пассажирам, пострадавшим в рамках тех или иных конкретных инцидентов с авиакомпанией.

Марина БОНДАРЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

3198