План Фостера
“Эйр Астана” лоббирует изменения в утвержденные Министерством транспорта и коммуникаций Правила осуществления перевозок пассажиров на авиатранспорте.
Эти поправки могут окончательно убить конкуренцию на рынке авиаперевозок Казахстана.
В небольших региональных авиакомпаниях страны паника: в скором будущем всех их может “проглотить” национальный авиаперевозчик.
- Представители “Эйр Астаны” начали проталкивать через Минтранском идею объединения всех остальных авиаперевозчиков под одной - государственной крышей, - заявил нам
коммерческий директор авиакомпании “Барс” Талгат ИБРАГИМОВ. - Причем подается это под соусом заботы о пассажирах.
В министерстве эту информацию подтверждают.
- Идея принадлежит
президенту “Эйр Астаны” Питеру ФОСТЕРУ (на снимке). Первый раз он ее озвучил еще в сентябре 2008 года, - заявил нам
пресс-секретарь Минтранскома Каирбек САДВАКАСОВ. - Пока все находится на стадии изучения. Мы рассматриваем это предложение, но ответ готовы дать не раньше чем через месяц.
Однако первый шаг на пути к полной монополизации авиарынка господин Фостер уже сделал. По утверждению руководителей независимых авиакомпаний, именно с подачи руководства “Эйр Астаны” с 1 января 2010 года эксплуатация самолетов советского производства АН-24, ТУ-134, ТУ-154 и некоторых других, чей возраст старше 20 лет, составляющих основу парка небольших авиакомпаний, будет запрещена. Разумеется, под лозунгом борьбы с морально и физически устаревшей техникой.
Естественно, никто не спорит: негоже летать на старье. Но столь же очевидно и другое: сравнительно современные и новые самолеты есть только у “Эйр Астаны”. Значит, остальные авиакомпании, и без того измотанные кризисом, просто прикажут долго жить...
- В принципе, государству выгодно иметь лишь одного авиаперевозчика, тем более что правительство владеет контрольным пакетом акций “Эйр Астаны”. Понять национального авиаперевозчика можно: если ты нормальный, здравомыслящий бизнесмен, то будешь всячески пытаться устранить конкурентов, - рассуждает вслух
исполнительный директор авиакомпании “Азат” Азамат ХАЙРУЛИН. - Другой вопрос, какими методами это у нас делается.
В конце прошлого года руководство “Эйр Астаны” объявило о намерении приобрести для обслуживания внутренних рейсов новые самолеты - бразильские Embraer и канадские Bombardier. Но из-за мирового финансового кризиса этим планам, похоже, сбыться не суждено, по крайней мере, без помощи правительства.
- В итоге возить пассажиров региональная “дочка” “Эйр Астаны” (ее рабочее название - Air Astana Regions. - А. К.) будет все на тех же самых самолетах - старых “аннушках” и “тушках”, - говорит Азамат Хайрулин. - Причем на наших же самолетах.
Как утверждают представители авиакомпаний, специально для созданной “дочки” “Эйр Астаны” сроки эксплуатации этих самолетов Минтранском может продлить.
Впрочем, не все казахстанские авиаперевозчики с ходу отметают инициативу г-на Фостера.
- Честно говоря, мне непонятен механизм, по которому будет происходить процесс объединения, - поделился с нами своими сомнениями
вице-президент “Тулпар Авиа Сервис” Владимир АГАФОНОВ. - В Казахстане три довольно большие частные авиакомпании: “Скат”, “Саяхат” и мы. Если нас выкупят по рыночной цене - ради бога.
Справедливости ради стоит сказать: у Минтранскома есть и второй вариант развития отечественной авиации - диаметрально противоположный фостеровскому.
- В рамках этого плана предусматривается предоставлять регио-нальным авиакомпаниям новые самолеты в кредит - под очень низкий процент, - сообщил пресс-секретарь Минтранскома. - Этот вариант позволит развить конкуренцию на рынке внутренних перевозок - с хорошим уровнем обслуживания и приемлемыми ценами.
Какой из двух сценариев развития казахстанского авиарынка будет в конце концов принят на вооружение, мы узнаем уже в начале апреля. По крайней мере так уверяет спикер Минтранскома г-н Садвакасов.
Алексей КОНОВАЛОВ, Алматы
konovalov@time.kz
Фото Владимира Третьякова
А тем временем
Казахстанские авиакомпании начали продажу самолетов советского производства, эксплуатация которых будет запрещена с 1 января 2010 года. К примеру, любой желающий может не очень дорого купить самолет казахстанской компании “КазЭйр Уэст” даже в VIP-комплектации.
www.aviamarket.ru

