10563

Анау-мынау о Текущем Моменте

Сергей КОЗЛОВ, журналист Все дело в батарейке
Десять лет тому назад, в марте 1999 года, выступая в парламенте, президент страны говорил о борьбе с коррупцией. В частности, сообщил об уличении ряда должно­стных лиц в нарушениях коррупционного характера. Были названы имена тогдашнего начальника ГУВД Южно-Казахстанской области Молдияра Оразалиева, начальника УВД Мангистауской области Хибратуллы Доскалиева и других руководящих товарищей.

В то время, как и сейчас, был очередной период повсеместной борьбы с казахстанской коррупцией. Выступление президента горячо и широко обсуждалось в прессе и на местах. Ни у кого не было сомнений в том, что указанные в выступлении главы государства лица (и не только вышеприведенные) понесут заслуженное наказание, а другим после этого, конечно же, неповадно будет заниматься подобными делами.

Прошло десять лет. Сегодня Х. Доскалиев - начальник департамента внутренних дел Южно-Казахстанской области, М. Оразалиев - председатель комитета админи­стративной полиции МВД. Как это прикажете понимать?
Это всего лишь два примера того, как после высочайшего разноса предпринимаются меры, устраняются недостатки и делаются выводы. Когда в качестве наказания для проштрафившегося чиновника применяется его перемещение по горизонтали и вертикали власти, вряд ли можно ждать оздоровления общей ситуации.
Сейчас в период нового обострения борьбы с коррупцией мы вновь наблюдаем, как разоблачают очередных коррумпированных чиновников. И опять есть повод сомневаться, что их ждет неминуемое возмездие за нарушения закона.
После этого невольно приходишь к выводу: и коррупция в нашей стране, и непреходящая борьба с нею - это две взаимонеобходимые части одного целого. Как плюс и минус в батарейке. И без того, и без другого батарейка не работает.

В этой схеме, к примеру, пресловутая независимая пресса со своими журналистскими расследованиями - ненужное передаточное звено. Батарейка и без него - гармонично функционирующий агрегат. По оси полюсов от плюса к минусу и обратно отдельные системные элементы перемещаются часто, легко и безболезненно. А журналисты только вносят сумятицу в этот технологически отработанный процесс.
Об этом, кстати, шла речь во время недавней дискуссии в университете “Туран”. Говорили о роли и месте журналистского расследования в нашей общественной жизни. Ведь нередко журналистские расследования у нас - это по сути элементарный “слив” компромата со стороны финансово-промышленных группировок против конкурентов.

Однако куда важнее, на наш взгляд, в таких дискуссиях (какие бы у нас расследования ни были - “сливные” или нет), что результата не приносят ни те, ни другие. Какой смысл разоблачать чиновников в совершенных ими нарушениях или даже преступлениях, когда “системные элементы” все равно остаются на полюсах власт­ной батарейки?
И опять же поневоле вспоминаешь о таких абстрактных субстанциях, как гражданское общество (которого у нас, согласно Ермухамету Ертысбаеву, нет), свободные выборы, когда в парламент попадают не назначенные, а реально избранные народом депутаты, независимая судебная система и т.п.
Вот тогда бы, наверное, журналистское расследование, или, говоря шире, вообще роль прессы, было бы совершенно иным и перемещение элементов от одного полюса к другому было бы просто невозможным. И президенту было бы легче бороться с коррупцией, и его речи никто бы тогда не стал игнорировать или забывать.

Талгат КАЛИЕВ, советник первого заместителя председателя НДП “Нур Отан” Болезнь быстрого богатства
Как-то на Кавказе один местный олигарх рассказал мне историю своего знакомства с двумя казахскими парнями, с которыми ему довелось отдыхать на одном из престижных курортов. По его словам, во время шопинга двадцатисемилетний гражданин Республики Казахстан легко расплатился кредитной карточкой за часики стоимостью 120 тысяч долларов. “Подругу новую завел - ей подарок сделаю”, - пояснил он друзьям.
Эта покупка потрясла даже пятидесятилетнего олигарха, который так и не смог понять жеста казах­ского юноши, считая его проявлением легкомыслия…

В Европе при всех плюсах автомобилей Mercedes-Benz в качестве главного недостатка этих немецких машин называют их асоциальность - то есть заоблачную цену, безудержную роскошь, которая представляется европейцам аморальной. Ведь европейцы всегда помнят, что каждый третий житель земного шара не знает, что будет есть на ужин. Потому владелец всемирной сети магазинов IKEA ездит на подержанном Volvo, не чурается общественного транспорта и даже предъявляет купоны на право получения скидок. Граждане цивилизованного Запада с глубочайшим недоумением относятся к поведению сорящих деньгами казахских нуворишей, отдельных наших студентов, обедающих исключительно в дорогих брендовых ресторанах.
Хотя, конечно, можно плюнуть на мнение кавказца. В конце концов, утереть нос бывшему соотечественнику - дело чести для гордых казахстанцев.
Можно закрыть глаза и на впечатлительных европейцев - все равно никуда они от нашей нефти не денутся. Да и вообще, пусть благодарят нас за то, что мы покупаем товары европейского производства, субсидируя их экономику.
Вопрос не в них - можно спрятаться от кого угодно, но трудно убежать от себя. А потому важно, как подобное поведение воспринимается населением собственной страны. Насколько оно способствует консолидации общества и повышает доверие населения к власти?
Если европейцы с присущим им высоким уровнем жизни называют дорогую автомашину асоциальной, то какой эпитет подобрать ей в нашей стране, где еще остались уголки с неразвитой инфраструктурой, а некоторые многодетные семьи ютятся в комнатушке в несколько квадратных метров? Особенно если аким района и его присные не стесняются разъезжать в дорогих авто...
Как на этом фоне характеризуются пренебрежительное отношение к окружающим и чувство социального превосходства, демонстрируемое юнцами на крутых джипах и коллекционных автомобилях? Можно ли назвать их поведение социально ориентированным?
Возможно, наша нация не смогла выдержать испытания легким богатством…
Между тем в Уголовном кодексе РК предусмотрена ответственность за разжигание социальной розни. Чаще всего под нее подпадают инициаторы акций протеста.

Считается, что эти акции способны привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. Но почему бы под эту статью не подвести и поведение некоторых юнцов, демонстрирующих чувство социального превосходства? Разве это поведение не является прямой провокацией социальной розни?!
Кому-то эта мера покажется радикальной, но если вдуматься, то именно в этом и заключается равенство всех перед Законом. В этом ключ к консолидации нации. Все-таки стремление попасть в элиту должно быть продиктовано не желанием возвыситься над другими, а стремлением служить своему народу.

Айдос САРИМОВ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева Родина или бешбармак?
События прошедших дней заставляют самым серьезным образом задуматься над тем, какие идеи и ценности смогут объединить нашу нацию. Не хочется думать, что правы те скептики, которые утверждают, что для ее единства нужны некий “внешний враг” и совместное “лежание в окопах”.

Честно признаюсь, мне понравилось предложение партии “Нур Отан” о необходимости подписания межпартийного меморандума. Рамочного документа, демонстрирующего если и не абсолютную монолитность политиков страны, то как минимум показывающего их общую заинтересованность в эффективном сотрудничестве. В своем Послании президент Н. Назарбаев также призвал политические силы создать “широкое антикризисное движение в обществе”, доказать, “кто действительно думает о народе, а кто - нет”. Посыл-то правильный.

Речь, конечно, не идет о тех “меморандумах”, которые пачками начали подписывать акиматы и филиалы партий, заставляющие последних “отказываться от митингов и акций протеста”. Я говорю о равноправном межпартийном диалоге с участием всех политических сил, о документе, который мог бы стать первым шагом на пути к такому процессу. Было бы правильно, если бы общество, избиратели страны получили правильные сигналы о том, что в период кризиса партии-антагонисты могут на время закопать топор войны, сесть за стол переговоров и сообща решать насущные проблемы, коих великое множество.
Понятно, что такой процесс не может быть односторонним. К сожалению, в этот раз оппозиционные партии не захотели такой документ подписывать. Кто-то наивно ждет досрочных выборов, кто-то пытается сохранить “невинность”, кто-то собрать максимум политических и не только дивидендов. Очевидно, что у всех есть свои тараканы в голове, свои лозунги и интересы. Произошло слишком много событий, сказано очень много громких слов, которые такие переговоры делают если не невозможными, то затруднительными. Но Родина-то у нас одна! Страна-то одна!
В сложившейся ситуации надо, как мне кажется, понять: чего мы хотим? Я лично не хочу свергать режим для того, чтобы его свергнуть. Я против митингов ради митингов. Я против площадей ради площадей. Я, в конце концов, исхожу из того, что государство и нация являются высшими ценностями. Из абсолютности того, что ради достижения значимых целей преступно подвергать риску целостность и независимость государства, единство и будущность нации. Особенно в условиях кризиса!

Это не означает, что нельзя критиковать власть. Нужно и важно критиковать власть! Но превращать это в обратный догматизм и фундаментализм - глупо и опасно. Мы же ругаем власть, когда она воспринимает своих критиков как “врагов народа”, предпринимает репрессивные меры в отношении оппонентов. Но почему надо создавать “врагов народа” из тех, кто во власти? Это же не оккупационный режим! Чем тогда будем мы отличаться от некоторых “одноклеточных”, единственной характеристикой которых является то, что они прошли нелегкий путь от сперматозоида до клерка из акимата или АП?

Не сомневаюсь, что в условиях кризиса и власть, и оппозиция без особых трудностей, без взаимных упреков и претензий смогут выработать по меньшей мере десять общенациональных тем. Тем, по которым можно сотрудничать, а не конфликтовать. Не менее важных и не менее острых, нежели постулируемые и декларируемые сегодня. Начать можно с того, что никто войны не желает. С того, что все мы граждане одной страны и части единого целого. Когда-то же надо начинать с этого? Сейчас - самое время…

Поделиться
Класснуть