11117

Следователь - не волшебник

Вчера в Алматы следователь МВД РК по особо важным делам Гаши МАШАНЛО и глава пресс-службы этого ведомства Багдат КОДЖАХМЕТОВ встретились с журналистами. По словам г-на Машанло, в МВД допускают, что топ-менеджеры Нурбанка Жолдас ТИМРАЛИЕВ и Айбар ХАСЕНОВ, похищенные два года назад Рахатом АЛИЕВЫМ и его сообщниками, еще живы. Полковник добавил: экс-посол Казахстана в Австрии пока не рассматривается МВД в качестве подозреваемого в убийстве в 2006 году лидера оппозиции Алтынбека САРСЕНБАЕВА. Поводом же для пресс-конференции стала, по словам ее спикеров, ошибка в интервью, которое Машанло дал радио “Азаттык”.

- В конце января Гаши Машанло выезжал в Вену для дачи показаний по делу похищения сотрудников Нурбанка, - начал пресс-конференцию начальник департамента языковой политики и информации МВД Багдат КОДЖАХМЕТОВ. - После этого к нам обратилось радио “Азаттык”, и Гаши Машанло дал журналистам интервью по телефону. 10 марта оно было опубликовано на сайте радио, при этом редакция допустила несколько неточностей: были вписаны слова, которые Машанло не произносил. Свои претензии мы предъявили директору радио Едиге МАГАУИНУ. Он принес официальные извинения, и текст публикации на сайте радио был исправлен.

Какие именно неточности допустили журналисты радио, г-н Коджахметов не уточнил, сказав лишь: “ Слава Аллаху, что вы их не знаете!”.
Гаши Машанло рассказал о своей недавней поездке в Австрию.
- Там я был допрошен прокурором Вены доктором Петером СЕДА, - сказал он. - Пожалуй, это первый случай в истории Казахстана, когда наш следователь дает показания в Австрии. Прокурора австрийской столицы интересовал ряд вопросов (по делу “Рахатгейт”. - В.Б.), в которых, по его мнению, имелись противоречия. Я дал ему разъяснения и, думаю, развеял сомнения - он остался доволен. Кстати, в ходе допроса все опрашиваемые заметили неадекватное поведение прокурора.

- В чем это выражалось?
- Г-н Седа был явно предвзят. Нервничал, на наши замечания реагировал очень болезненно, когда мы что-то просили внести в протокол, начинал топать ногами, эмоционально что-то говорил по-немецки. К тому же местные переводчики в достаточной мере не владели русским языком, и они переводили наши слова с большими погрешностями.
Хотя в целом мы видим позитив со стороны австрийских властей. Они начали по нашим материалам свои уголовные расследования, в рамках которых нас и допрашивали. Кстати, на тот момент, когда мы были в Вене, Рахат Алиев тоже был там.

- По-вашему, пропавших менеджеров Нурбанка нет среди живых?
- Я не волшебник, я следователь. Прошло два года с момента их исчезновения, но мы до сих пор предпринимаем все возможное для их обнаружения. Мы не исключаем, что они живы. Но если вдруг настанет момент, когда мы обнаружим их тела, я буду ходатайствовать перед своим руководством, чтобы это дело поручили мне. Потому что лучше меня, наверное, это дело никто не знает.

- Сначала проходила информация о том, что тела банкиров, возможно, находятся в золоотвале на территории Алматинской области. Полиция даже начала поиски. Сейчас они прекращены?
- Вы видели этот золоотвал? Это огромная территория, там невозможно докопаться до самого низа. Мы не исключаем, что тела там. Поисковые работы проводятся и по сей день.

- Рассматривается ли вопрос о привлечении к уголовной ответственности Рахата Алиева в связи с его возможной причастностью к убийству Алтынбека САРСЕНБАЕВА, Бауржана БАЙБОСЫНА и Василия ЖУРАВЛЕВА?
- Все привлеченные к уголовной ответственности лица признаны судом виновными и отбывают определенные им сроки заключения. Конечно, уголовное право предусматривает повторное возбуждение дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Но на сегодня данных о причастности к убийству Сарсенбаева, Байбосына и Журавлева каких-либо других лиц, кроме осужденных, нет.

Виктор БУРДИН, Алматы

Комментарий в тему
Амангельды КЕНШИЛИКУЛЫ, главный редактор казахской службы радио “Азаттык” и веб-сайта azattyq.org: Мы все сделали правильно

- Пресс-служба МВД считает, что редакция радио “Азаттык” допустила ошибки в интервью с Гаши Машанло. Речь в интервью шла о двух высокопоставленных чиновниках - председателе КНБ Амангельды ШАБДАРБАЕВЕ и бывшем руководителе администрации президента Адильбеке ДЖАКСЫБЕКОВЕ. Репортер спрашивал, будут ли они привлекаться к следствию в связи с обвинениями в их адрес со стороны бывших руководителей КНБ Рахата Алиева и Альнура МУСАЕВА. При расшифровке интервью была допущена стилистическая неточность: вместо местоимения “они” в словах Машанло в текст интервью попали имена Амангельды Шабдарбаев и Адильбек Джаксыбеков. В процессе же интервью полковник никого не называл по именам, а употреблял местоимения “они”. Читатель может по контексту интервью и по аудиозаписи, которые опубликованы на нашем сайте, сам судить, о ком говорил полковник Машанло. Багдат Коджахметов, звонивший в редакцию радио “Азаттык”, говорит о том, что Машанло не имел в виду, что на допрос надо пригласить Шабдарбаева и Джаксыбекова. Но в интервью речь шла именно о них. Фактически мы все сделали правильно, не давали ложную информацию. А за стилистическую неточность мы извинились.

Поделиться
Класснуть