11357

Остров везения

Остров везения21 борт национального авиаперевозчика Казахстана имеет прописку в маленьком островном государстве Аруба в Карибском море - в настоящем раю для тех, кто не хочет платить на родине большие налоги. Этот факт авиакомпания не афиширует, но, как выяснилось из ответа на наш официальный запрос, не особенно и скрывает.

11 марта мы отправили в “Эйр Астану” официальный запрос. Нас интересовало, почему ее самолеты Остров везениязарегистрированы в офшоре. Пресс-служба авиаперевозчика ограничилась одним предложением: “ Самолеты авиакомпании находятся в операционном лизинге, поэтому зарегистрированы в Арубе” (см. табл. 2).

Что же такое Аруба? Небольшое государство-остров на юге Карибского моря, неподалеку от Венесуэлы. Численность населения - 100 тыс. человек. Зато годовой ВВП этой крошечной страны целых 2,5 млрд. долларов! Наверняка читатель уже понимает, из каких денег складывается эта сумма. Кстати, даже в России Аруба входит в перечень офшоров, вызывающих минимальное доверие. Эксперты относят остров к группе так называемых непрозрачных офшоров. Это значит, что на Арубе фактически отсутствует понятие банковской тайны, не развито законодательство и деятельность надзорных органов. Возникает закономерный вопрос: зачем флагману казахстанской авиации столь сомнительное партнерство? Возможно, ответ кроется в суммах налогов, которые перевозчик перечисляет в бюджет Казахстана. Сама авиакомпания официально зарегистрирована в Казахстане, она является совместным предприятием фонда национального благосостояния “Самрук-Казына”и английской компании BAE Systems (51 и 49 процентов акций соответственно). Мы попросили пресс-службу компании ответить, сколько заплатила “Эйр Астана” “родному” государству. И вот что выяснилось (см. табл. 1).

Выходит, за прошлый год “Эйр Астана” обогатила казну Казахстана всего на 2 млн. тенге. Примерно столько же платит какое-нибудь маленькое ТОО. Но для авиакомпании, обслуживающей 2,5 млн. пассажиров ежегодно, это просто смешные цифры! При этом, как уверяет пресс-служба, за последние 7 лет своей деятельности “Эйр Астана” раскошелилась на 135 млн. долларов всевозможных платежей. Каких именно - не уточняется.
Остров везения
Конечно, “Эйр Астана” не единственная авиакомпания мира, чьи суда зарегистрированы в офшоре. Но ее боссы не устают твердить о стремлении к лучшим мировым стандартам. А во всем мире давно пришли к пониманию: офшорную практику надо искоренять. Так, в конце января 2009 года авиавласти Бермудских островов, где зарегистрировано большое количество иностранных самолетов российских авиакомпаний, объявили об ограничениях в регистрации воздушных судов. Теперь даже старым клиентам Бермуд будет труднее зарегистрировать самолет на островах, а новичков в регистр вписывать вообще не будут. Тем не менее “Эйр Астана” не спешит менять “арубскую” прописку. При этом наш любимый авиаперевозчик намерен существенно увеличить авиапарк (к 2022 году до 63 машин). Как уверяет нас пресс-служба, “в долгосрочных планах “Эйр Астаны” покупка самолетов в собственность авиакомпании. Национальным авиаперевозчиком был размещен заказ на производство шести воздушных судов семейства Airbus A320. Поставка воздушных судов начнется с 2012-го”. Авиакомпания скромно умалчивает о том, где она будет регистрировать свои самолеты. Но если машины прописаны на другом конце земного шара, куда даже “Эйр Астаной” не долетишь, - значит, это кому-то надо.

Виктор БУРДИН, фото Владимира Третьякова, Алматы

Что такое “офшор”?
Вот что пишет популярная интернет-энциклопедия “Википедия” про зоны, свободные от налогов:
“Офшорная зона” - государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. В ряде государств используется также термин “налоговый рай” (tax haven).
В офшорной зоне:
- упрощен и ускорен процесс регистрации нерезидентов, при которой уплачивается чисто символическая сумма (например, в Панаме необязательно указывать учредителей компании, незначительный сбор уплачивается и при ежегодной перерегистрации);
- по заниженным ставкам уплачиваются нерезидентами налоги с прибыли и подоходный налог с физических лиц;
- гарантируется конфиденциальность деятельности офшорных компаний, они освобождены от государственного валютного контроля.
Основные доходы офшорной зоны складываются от сборов за регистрацию и перерегистрацию, налоговых поступлений, расходов офшорных компаний на содержание в зоне их постоянных представительств (секретарских бюро). Они включают следующие статьи: аренда помещения, связь, электроэнергия, оплата проживания и питания, транспорт, досуг, лечение работников бюро.
Имитация налоговых сборов для многих компаний мира сделала Бермуды, Виргинские острова, Кипр, Мальту, острова Кука и другие экзотические государства местом своей прописки. Они притягивают тех, кто стремится создать фиктивные подставные компании без контроля за их деятельностью, избежать уплаты налогов на родине.

Комментарий в тему
Петр СВОИК, председатель Алматинского общественного антимонопольного комитета, член экспертного совета при городском департаменте по регулированию естественных монополий: Не шатайтесь по “борделям”!

- Почему государство сознательно позволяет некоторым своим юридическим лицам регистрироваться в офшоре? Так оно вроде стимулирует развитие бизнеса. Правда, более приличные и разумные государства открывают офшоры у себя и называют их “свободными экономическими зонами”. Это честнее, прозрачнее и понятнее. Наверное, страна может сквозь пальцы смотреть, как компания работает в офшоре, когда речь не идет о чем-то важном и стратегическом. Но если государству важна эта отрасль или предприятие, то, наверное, надо было зарегистрировать самолеты где-нибудь в Кызылжаре под Астаной и объявить этот аул зоной, свободной от налогов.
“Эйр Астана” - с одной стороны, национальный перевозчик, с другой - частная собственность одного или нескольких англичан. Это национальная гордость, и то, что она шастает по офшорным “борделям”, - просто неприлично! Понятно, что наша страна не самая пуританская, но тут же замешаны англичане, и с ними мы вступили в союз не потому, что они жулики похлеще нас, а чтобы благородства компании добавить. Но, оказалось, и они - туда же…
Поделиться
Класснуть