7040

Анау-мынау о Текущем Моменте

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева Бледные водоносы власти
Праздника демократии в самом крупном мегаполисе Казахстана не получилось. Признаем, она в нашей стране - явление пока еще столь же экзотическое и нелепое, как свадьба в здании крематория. Независимые кандидаты получили порцию заслуженных аплодисментов, но не голоса избирателей.

Еще месяц назад на три депутатских места в Алматинском маслихате претендовали 35 человек. Тогда председатель горизбиркома Адиль Джунусов восхищался: “Такого всплеска активности мы в Алматы давно не видели”. Власти, как обычно, гарантировали, что выборы будут сверхчестными и сверхдемократичными. Благо основные оппозиционные силы объявили о бойкоте выборов и своих людей выдвигать не стали.
Было даже странно, что избиркомы преспокойно зарегистрировали по каждому округу с десяток кандидатов, включая независимых политиков и популярных общественных деятелей. Еще более удивительным выглядело то, что власти не стали мешать проведению ими избирательных кампаний, встреч с горожанами.
Но не тут-то было. Уже 17-18 марта решениями окружных комиссий сняты с регистрации по 15-му округу Таранов, Ерманов, Абдыкулов, Куанышалин, Алманов, Мамай, Макпунова, по 16-му округу - Кожахметов, Дандыбаева, Кайсенов, Тулепов, Ахметжанов, по 22-му округу - Уткин, Алимбеков, Асылбеков, Сыдыков.
Для снятия указанных лиц с предвыборной гонки была использована традиционная фишка: якобы неверно заполненные налоговые декларации. Катон алматинской демо­кратии А.Джунусов прямо заявил: “Заполнение декларации - это интимное дело каждого человека”. Часть кандидатов намеревается отстаивать свои права в суде, а остальные попросту махнули на все рукой: мол, с казино в карты не играем!

Почему так получилось? Быть может, чиновники подумали, что накануне председательства Казахстана в ОБСЕ негоже допускать независимых кандидатов даже к низовым выборам, этому “священному таинству демократии”? “Какого, собственно, закона”, - подумало чье-то высокородие и решило, что тайное голосование избирателей хуже, чем очевидная глупость избиркомов!
А быть может, все дело в том, что среди выдвинутых кандидатов (которые, уверен, и станут депутатами) имелась “новая генерация политиков” (проще говоря, дети досто­славных агашек), которые по программе “Болашак” отучились за рубежом, а сегодня решили беззаветно послужить Родине?
Выборы сразу поскучнели. Оставшиеся кандидаты блеском своих программ и кампаний не отличаются. Это сторонники Муссолини честно говорили: “Наша программа проста: мы хотим править Италией”. А нынешние мельчат. Если и есть у них нечто похожее на программу, то ее можно свести к формуле: “Мы не хотим портить праздник акимату”.
Хочется напомнить местным политтехнологам: не существует нуротановского или оппозиционного способа организации работы автотранспорта, утилизации мусора, уборки улиц и дворов, строительства автодорог и так далее. Есть либо законный и эффективный, либо коррупционный и затратный. Судя по всему, власти испугались и сделали выбор в пользу последнего…

Древнегреческий ритор Афиней в “Пирующих софистах” писал: “В городе Пелле Стратоник подошел к колодцу и спросил, можно ли пить здешнюю воду. “Да, мы-то пьем”, - ответили водоносы. “Стало быть, нельзя”, - сказал Стратоник. Ибо водоносы были бледные и худые”.
К чему это я?
Пусть снятые с гонки кандидаты не расстраиваются: уж очень бледные и худые нынче водоносы власти…

Досым САТПАЕВ, политолог Политические мельницы
В то время как премьер-министр в очередной раз выражает недовольство ходом реализации антикризисной программы, на общественно-политическом поле страны как грибы после дождя появляются новые политические инициативы. Связь здесь прямая, так как неэффективная борьба с кризисом, скорее всего, легла в основу новых телодвижений со стороны некоторых организаций.

Еще в прошлом году засветился “Азат” с предложением созвать антикризисное совещание. Затем всполошился “Нур Отан”, решив загнать под крышу своего меморандума о стабильности как можно больше политических структур. На днях незарегистрированная “Алга!” и Коммунистическая партия Казахстана подписали соглашение о создании политического блока “Народовластие”, который предполагает постоянную координацию работы между партиями. И это уже не первая попытка создать некий аналог политического логистического центра для всех оппозиционных сил. В это время Независимая ассоциация предпринимателей на базе своей организации собирается сформировать гражданский альянс “Наш дом - Казахстан”.

Единственное, что объединяет все эти инициативы, так это ощущение того, что общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в стране претерпевает серьезные изменения. В основном в худшую сторону. Образно говоря, кризис, как ветер, заставил крутиться некоторые “политические мельницы”. Хотя большинство из них ничего, кроме движения крыльями, не демонстрируют. Это и неудивительно. То, что создают в Казахстане, можно обозначить как формальную многопартийность с доминирующей партией. Это тупиковый вариант, так как искусственное сдерживание развития партийной системы не делает более эффективной саму политическую систему. В качестве переходного варианта можно было бы предложить сформировать в стране многопартийную систему с преобладающей партией. В этом случае “преобладающая партия” доминирует не путем запрещения других партий, а благодаря авторитету и влиянию. И только следующим этапом может быть уже система ограниченного плюрализма, как во многих демократических государствах. Но это лишь размышления по поводу.

Гораздо более интересной является активность казахстанских предпринимателей. Судя по всему, призывы к правительству спасти малый и средний бизнес ушли в пустоту, и уровень напряжения в этой среде растет. Действия и заявления предпринимателей становятся все более жесткими, а требования в адрес правительства иногда напоминают ультиматумы. Вот только непонятно, есть ли потенциал у Независимой ассоциации предпринимателей, чтобы вести такую игру с властями.
Или же все уже было согласовано наверху.
Несмотря на то что идею создания гражданского альянса они подали под соусом “все, кроме политики”, политизация деловой части общества уже наблюдается. Но свои стрелы и молнии предприниматели пока предпочитают метать в сторону несговорчивых банков и коррумпированных чиновников, как будто те живут в безвоздушном пространстве и никак не связаны с существующей политической системой. Понять бизнесменов можно. Здесь сказывается инстинкт самосохранения. В условиях закручивания гаек по всем направлениям не хочется попадать под горячую руку. А делать что-то для спасения своего бизнеса надо. Вот и пытаются они перейти реку, не замочив ноги.

Галина ДЫРДИНА, главный редактор газеты “Фокус” Господа, не выпендривайтесь!
Хорошо у нас в Казахстане. Народу мало - как в Москве в базарный день. Все друг друга знают. Поэтому живем по-семейному, по-домашнему.
Без выпендрежа.

В бежево-мраморном холле одного из солидных лечебных учреждений Алматы (не буду его называть, чтобы не обидеть другие клиники) рослый парень в форме охранника самозабвенно обнимается с девушкой. Время от времени он отрывается от этого увлекательного занятия, чтобы регулировать поток посетителей. А те улыбаются с пониманием: дело молодое, скучно весь день на посту стоять…
А алматинские автобусы - это просто песня. Не надеясь на всеобщую грамотность населения, кондукторы примерно за квартал до остановки, свесившись из дверей, хорошо поставленными голосами сообщают потенциальным пассажирам подробный маршрут своего “лайнера”, успевая при этом щелкать семечки. В эту же руку с семечками принимаются полтинники. Особое умиление, конечно, вызывают сцены, когда экипаж автобуса встречается с родными и близкими где-нибудь между остановками. Водитель может затормозить прямо посередине дороги, чтобы поручкаться с братишкой и неторопливо расспросить его о здоровье, пока пассажиры и десятка два едущих сзади машин роют копытами землю.
Ну а что? Свои же люди, в конце концов.

В Алматинский городской маслихат баллотируется очередная порция кандидатов в депутаты. Все, само собой, хорошие и достойные. Но до выборов доходят не все. Какое-то количество претендентов местный избирком снимает с дистанции досрочно. Предлог для этого вроде бы уважительный - что-то у них не в порядке с налоговыми декларациями. В числе тех, кого к выборам не допустили, два явных оппозиционера. Остальные, скорее всего, попали под раздачу. Их принесли в жертву, чтобы создать картину видимой объективности. Казалось бы, есть повод для выражения коллективного протеста пострадавших. Но все же понимают, что другого по определению быть не могло. Произошел практически естественный отбор и отсев.

В Алматы на пересечении Бухар жырау и Весновки кровельным железом огорожен немалый кусок сквера. Говорят, что это чья-то собственность и тут будут строить бизнес-центр. Ясный пень, бизнес-центр должен быть возведен только на территории сквера. Где же ему еще быть? Видимо, поэтому кто-то из позапрошлых акимов щедрой рукой выделил нынешнему собственнику этой земли часть сквера. А что? Жалко, что ли? По-другому ведь такие дела у нас все равно не делаются. В Алматы полно скверов, своим людям хватит.
В нашей стране даже тайна следствия и презумпция невиновности понимаются так же, по-домашнему. Пока главный редактор одной из газет, обвиняемый в разглашении тайны следствия и страшных государственных секретов, парится на нарах, Генеральная прокуратура с большой охотой и в деталях рассказывает публике про преступления организованной преступной группы, созданной неким банкиром. Правда, следствие, как получается, еще не закончено. И суда, который должен установить вину подозреваемых, еще не было. А посему вроде бы и нельзя говорить о банкире и его приспешниках как о преступниках. Но мы же знаем, что это дело уже решенное. По-домашнему. Так зачем нервничать, вспоминать какие-то законы, права человека и прочая, и прочая?
Будем проще, господа. Обойдемся без выпендрежа.

Поделиться
Класснуть

Свежее