10763

Летательный исход

Летательный исходСо вчерашнего дня, 10 апреля, путь уже закрыт для шести отечественных авиаперевозчиков: это “Кокшетауские авиалинии”, “Атма”, “Саят”, Berkut Air, East Wing и Starline KZ.

Тем временем на этой неделе к комплексной проверке авиакомпаний, аэропортов, авиаспециалистов и навигационного оборудования Казахстана приступила комиссия Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Проверяющие должны решить, соответствуют ли наши нормы безопасности полетов мировым.
- Из 18 казахстанских авиакомпаний, самолеты которых проверяли в Европе, попали под запрет шесть. Это очень тревожный знак для страны, - сообщил нам источник в Министерстве транспорта и коммуникаций, попросивший не указывать его имени. - В Европе очень строгие требования к перевозчикам. Не исключено, что в дальнейшем запрет на полеты в Европу могут получить не отдельные компании, а вся наша гражданская авиация. Европейцы считают, что Казахстан не может обеспечить нормальный контроль за всеми своими компаниями. Кстати, в отношении Киргизии уже действует тотальный запрет на полеты их бортов в Европу. На очереди - Казахстан. Причем запретить летать могут даже авиакомпании, обслуживающей премьер-министра Карима МАСИМОВА.

8 апреля Еврокомиссия утвердила обновленный вариант “черного списка” авиакомпаний, которым запрещено летать в Европу. Казахстан в нем оказался в компании весьма экзотической - по соседству с Камбоджей, Анголой, Руандой, Бенином, Конго, Экваториальной Гвинеей, Габоном. Примечательно, что, кроме наших компаний, в списке одна представительница Украины и все 27 перевозчиков Киргизии.

Летательный исходТакое решения Еврокомиссия приняла на основе данных, полученных в рамках программы SAFA (Safety Assess-ment of Foreign Aircrafts), предназначенной для оценки безопасности иностранных самолетов. Инспектор SAFA в любой момент может произвести осмотр самолета любой страны в каждом европейском аэропорту. Согласно инструкции проверка включает 63 пункта - от внешнего осмотра самолета до наличия у экипажа специальных фонариков.

Как выяснилось, шесть проштрафившихся казахстанских авиакомпаний получали замечания специалистов SAFA несколько месяцев подряд. Когда европейцам это надоело, они выписали “великолепной шестерке” тормоза на специальном заседании Еврокомиссии в Брюсселе 24-27 марта. Там, кстати, присутствовали министр транспорта и коммуникаций РК Абельгазы КУСАИНОВ вместе с председателем Комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Мухитом КУБАЕВЫМ и представителями авиакомпаний-нарушителей.

Впечатления от “холодного душа”, устроенного европейцами, у наших остались достаточно противоречивые.
- Все происходящее похоже на фарс! - негодует вице-президент казахстанской авиакомпании East Wings Анатолий РОЗЕНФЕЛЬД. - Действительно, мы получили два замечания от инспекторов SAFA - когда наш Ил-76 прилетел грязным в Болгарию и когда во Франции у нашего лайнера слегка выпирала защелка крышки двигателя. Мы быстро устранили эти мелочи, о чем уведомили авиавласти Европы. И, кстати, получили от них документ, подтверждающий это. Но чиновников Еврокомиссии наши доводы не убедили: видимо, их вердикт был заготовлен заранее. Они просто захотели нас исключить - и сделали это.

- Почему?
- Считаю, что причина одна - конкуренция. Обратите внимание: в “черном списке” нет ни одной компании из Западной Европы. Это политика, направленная на защиту своего рынка авиаперевозок. Кстати, европейцы попытались надавить и на Россию, угрожая запретить полеты их флота, который аналогичен нашему. Но россияне отреагировали просто: не разрешите полеты наших судов - мы устроим проверки вашим самолетам и тоже запретим им летать к нам. Европейцев это быстро привело в чувство!

Впрочем, большинство отлученных от европейского неба казахстанских авиакомпаний предпочитают не пенять на зеркало. Правда, они склонны видеть корень зла не в себе самих, а в казахстанских авиачиновниках.
- Проблема не в нас, а в авиационных властях страны, которые не применяют в Казахстане европейские стандарты, - говорит финансовый директор актюбинской авиакомпании Starline KZ Леонид СОКОЛОВ. - Мы эксплуатируем в основном западную технику, а значит, должны работать по западным правилам. Но где уж там, если в КГА никто, кроме председателя этого комитета, не знает английского языка! Стоит ли удивляться тому, что уже весь Казахстан одной ногой в “черном списке”?!

Да, были у нас нарушения, но они не критичные. Например, спинка кресла возле аварийного выхода была не зафиксирована, ремни капитана были частично заправлены в кресло, не горела лампочка аварийного выхода. Все это устранялось в течение суток. На сегодня у нас вообще нет нарушений. Проблема в другом: нас должны контролировать не европейцы, а наши собственные власти. Но Казахстан, который не перешел на европейские правила, не умеет этого делать. И нынешняя проверка ИКАО начата в Казахстане неспроста...

Актюбинского коллегу поддерживают и в Кокчетаве.
- В стране должна проводиться единая политика авиационной безопасности, модернизации флота и подготовки кадров, - говорит президент запрещенных в Европе “Кокшетауских авиалиний” Юрий ГРЯЗНОВ. - А если все будет так же, как сейчас, - ничего не улучшится. В стране 60 авиакомпаний, 700 самолетов, но нет четкой государственной авиаполитики. В итоге все наши авиакомпании работают по принципу лебедя, рака и щуки.

В Комитете гражданской авиации в ответ на эти упреки только разводят руками.
- Все самолеты Казахстана мы, по идее, должны проверять два раз в год, - поделился с нами председатель КГА Мухит Кубаев. - А у нас в комитете работают всего 9 инспекторов. Конечно, мы ничего не успеваем! Нам остро не хватает высококвалифицированных специалистов. Но разве они пойдут к нам на зарплату 50 тыс. тенге, когда в “Эйр Астане” могут получать несколько тысяч долларов?

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира Третьякова

От редакции Спрашивается, стоит ли винить во всех наших бедах европейцев? Ведь они прекрасно видят, как в Казахстане подходят к безопасности полетов.
А впрочем... Вполне вероятно еще одно объяснение того, почему нас так не любят в Старом Свете. Сторонники этой версии предлагают вспомнить 2005 год, когда нашему Минтранскому “вдруг” захотелось перевести большинство международных авиарейсов из Алматы в Астану. Эта затея заставила изрядно поволноваться не только европейских авиаперевозчиков (в том числе таких “монстров”, как KLM, Lufthansa, British Airways, которые в итоге понесли немалые убытки), но и руководство стран Евросоюза. Тогда свое негативное отношение к стремлению возвысить северную столицу, унизив южную, высказали посольство Германии, Европейская бизнес-ассоциация и многие другие серьезные организации. А несколько авиаперевозчиков безвозвратно ушли с казахстанского рынка. Так вот, нынешние санкции в отношении шести наших авиакомпаний - это будто бы банальная месть за обиды четырехлетней давности. Если это так, то нужно признать, что авиавласти Европы хорошо усвоили известный афоризм, авторство которого приписывают Иосифу СТАЛИНУ: месть - это блюдо, которое подают холодным.
Поделиться
Класснуть