1637

Ох уж этот Пикассо!

Даже самым заядлым ценителям испанского гения есть чему подивиться на выставке, которая на днях открылась в столичном Национальном музее. Публике представлены новые грани необычной личности Пабло Пикассо, а именно как керамиста и гравера. В этих работах сплошь любовь к жизни и женщинам, из-за чего наиболее горячие творения организаторам пришлось выставить отдельно - за ширмой.

Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, куда привезли 32 подлинные работы художника из керамики и 66 гравюр.
В первом зале представлены керамические тарелки Пикассо с разрисованными диковинными животными в профиль и человеческими лицами в анфас. У всех посетителей эти работы непременно вызывают улыбку своей детскостью, наивностью и яркостью. Говорят, из этой посуды даже трапезничали друзья великого мастера. Также здесь выставлены его терракотовые кувшины в виде женщин и птиц. Пикассо смог совместить утилитарность безликой утвари с волшебством художественного произведения. Работая над сосудами, мастер специально отказался от гончарного круга и лепил нарочито неправильные формы, которые сегодня напоминают первобытную скульптуру - мощную, чистую и магически привлекательную. В керамических творениях отразилась атмосфера тех мест, где побывал автор: мифы Древней Греции, африканские мотивы и яркий солнечный юг Франции.
Осваивать ремесло Пикассо начал в 65 лет (!), когда посетил ежегодную выставку керамики в небольшом французском городке Валлорисе. Он тщательно рассмат­ривал работы, говорил с керамистами. С тех пор и начал плотно работать с керамикой, создав более 300 тысяч изделий, в том числе декоративные тарелки, кувшины, пепельницы и вазы.
Далее посетители выставки знакомятся с его серией гравюр под названием “Селестина”, которая меняет все привычные представления о великом испанце, больше известном в живописи и скульп­туре. Они представляют собой иллюстрации к “Селестине” - самой популярной в Испании сатирической трагедии до появления “Дон Кихота” Сервантеса. В этой трагикомедии сводница Селестина своими кознями доводит юных возлюбленных Калисто и Малибею до смерти. Уникальная серия графических работ была создана художником в 87 лет! И это является еще одним свидетельством постоянных по­исков и неиссякаемой творческой энергии Пикассо.
В центре цикла сплетаются эротика, ревность и смерть. Осмотрев два десятка гравюр, посетители задаются вопросом: “А где остальные?” - и натыкаются на зашторенную дверь с пометкой 18+.
Гид сразу предупреждает, что за ней в отдельной комнатке представлены самые провокационные работы большого любителя женщин и плотских утех (только длительных романов у Пикассо завязалось с семью женщинами, а сколько их было на короткое время, не известно никому). Из-за нецензурного содержания эти гравюры показывают только совершеннолетним. Попросили предъявить удостоверение и у автора этих строк, прежде чем пропустить.
- Не каждый решается пройти за ширму. Даже многие пожилые туда не заходят, - предупредила меня девушка.
Впрочем, оказалось, что экспозиция 18+ пронизана не столько эротизмом, сколько насмешкой, паясничеством, озорством и даже нежностью. Посетителям не стоит относиться к этим рисункам слишком серьезно. Они напоминают больше карикатуры. Художник до умопомрачения любил женщин. Экспозиция раскрывает его постоянное стремление любить, сжигавшее Пикассо до самой смерти. Но без него Пикассо не стал бы гением.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

233