4697

Офшоры тяжкие падут?

Во второй уже раз подряд, после прошлогоднего “панамского досье”, мировые СМИ, политики и политологи взахлеб обсуждают списки офшорных миллионеров и миллиардеров, выброшенные в публичное пространство, теперь в виде “райского досье”. У всех свои любимчики: где-то перемывают косточки своим министрам, премьерам и даже королевским особам, но и нам есть чем похвастаться. Не прикидывал, ворвались ли мы уже по числу высокопоставленных госслужащих и их скрытных накоплений в мировую тридцатку, но очевидно: по этому показателю мы явно выше нашего общего 57-го места по страновой конкурентоспособности, на которое отъехали в этом году.

Офшорная тема - в повестке дня, и опытнейший лидер партийной фракции “Ак жол” в мажилисе оперативно и изящно так поднял вопрос: “Если в этом списке фамилия Аблязова никого не удивляет, то упоминание министра Атамкулова и руководителя национальной компании Мынбаева в очередной раз ставит перед обществом определенные вопросы”… И далее сообщается, что партийцами было направлено более десятка запросов правительству и Генеральной прокуратуре на тему борьбы с коррупцией и деофшоризации, но ответы получены невпечатляющие. Заканчивается же депутатский запрос предложением отменить принцип банковской тайны для зарубежных счетов членов правительства, руководителей нацкомпаний и для их участия в зарубежных предприятиях.
И еще - как удар наотмашь - правительству предложено рассмотреть вопрос о разработке и внесении в парламент законопроекта “О деофшоризации национальной экономики”. Как будто акжоловцы, если они такие принципиальные, сами разработать не могут.
Рискнем смелым словцом и мы: никакой деофшоризации правительство, конечно, не предложит, пока между депутатами и министрами идет всего лишь соревнование, кто удачнее отметится и кто ловчее отмажется.
Но ситуация на самом деле серьезная: дело действительно идет к деофшоризации, и в самом глобальном масштабе. Не зря глава государства на широких форумах с участием членов правительства, акимов и бизнесменов призывал выводить деньги из офшоров.
Что есть офшор? Это юрисдикция, охотно дающая регист­рацию компаниям и частным лицам со всего мира, зазывая их почти безналоговым режимом. Принято считать, что поэтому в офшорах хранятся триллионы и триллионы долларов. Но суть в том, что на самом деле там хранятся - до последнего времени в тайне - только реквизиты офшорных резидентов. Тогда как сами триллионы крутятся на мировых биржах и, соответственно, в экономиках развитых стран. Поэтому офшоры - это не удачная придумка шустрых островных государств, а важная часть всей глобальной системы откачки ресурсов “развивающихся” стран в развитые, и придумали их где надо.
Отказаться от офшоров, конечно, можно. Можно принять соответствующий закон и обязать иностранные сырьедобывающие компании иметь счета исключительно у нас в стране, и все экспортные сделки оформлять тоже в Казахстане. Что бы это дало? Мы бы мгновенно вернулись в тучные годы: бюджет опять стал бы профицитным, про ослабление тенге никто бы не заи­кался, а Национальный фонд из расходного вернулся бы в накопительный режим.
Но наши власти получили бы извне такую “гибридную войну”, выдержать которую можно лишь при самой сильной консолидации всего общества. Главная же мина, на которой мы бы рисковали подорваться, внутренняя - достаточно много интересантов и среди самих наших чиновников.
Однако дело, повторим, все равно к тому идет, ведь выбрасываемые в Интернет утечки с офшорных счетов - это не проделки хакеров-любителей или расследователей-правдолюбцев. Всему свое время, как говаривал Экклезиаст, у самого Создателя было время разбрасывать офшоры по всему миру, теперь время их собирать. Так развивается мировой кризис, и, не вдаваясь в подробности, скажем: что было невозможно вчера, сегодня уже немножко осуществимо, а завтра станет просто необходимым.
Поэтому уже в самый раз всерьез отнестись к предложениям партии “Ак жол” и потихоньку приступить к деофшоризации примерно в предложенных ими наборе и последовательности мер.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть