2152

Заседаем - воду льём


За годы независимости Казахстан ни с одним из соседних государств не договорился окончательно по проблемам рационального использования трансграничных водных ресурсов. Об этом на днях шла речь на “круглом столе” в мажилисе. В ходе откровенного разговора между депутатами и представителями госорганов обнажились существующие проблемы.

Казахстан сильно зависим от всех соседей, через территории которых протекают крупные реки. С каждым из этих государств у нас хватает проблем в этом плане. К примеру, наши реки Иртыш и Или текут из Китая, Урал (Жайык) - из России, Шу и Талас - из Кыргызстана, а Сырдарья и вовсе пересекает четыре государства (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Казахстан). С каждым из них у нас подписан пакет межгосударственных соглашений. Но, как показывает практика, в последние годы не все договоренности выполняются и не все документы окончательно согласованы. Согласно данным Минсельхоза, с тем же Китаем, несмотря на ряд уже подписанных документов, в работе находится еще один из ключевых - соглашение о делении водных ресурсов трансграничных рек между РК и КНР с учетом потребностей отраслей экономики РК и потребностей экосистем бассейнов трансграничных рек. Из 31 статьи соглашения согласованы только шесть, да и то частично. На днях в Китае должно состояться очередное заседание межгосударственной рабочей группы. Проблем здесь предостаточно. Снижение уровня воды в Иртыше приводит к уменьшению выработки электроэнергии в каскаде водохранилищ Иртышского бассейна и постоянному затоплению поймы реки в Павлодарской области. На Или уже давно существует проблема нехватки поливной воды. Об экологической ситуации с озером Балхаш и говорить нечего...
По словам первого вице-министра сельского хозяйства Армана ЕВНИЕВА, сейчас крайне важно подписать двустороннее соглашение по использованию трансграничных рек Казахстана и Узбекистана. Тем более что соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна Сырдарьи, подписанное еще в 1998 году, сегодня фактически не выполняется. Узбекская сторона не обеспечивает подачу воды по каналу Достык в Махтааральский район Южно-Казахстанской области, несмотря на заявку Казахстана. Ситуацию усугубляет отсутствие двустороннего соглашения с Узбекистаном о совместном использовании и охране трансграничных рек и эксплуатации межгосударственных каналов. Вдобавок ко всему никто не отменял разногласий по поводу сброса воды из Шардаринского водохранилища в Арнасайское понижение.
Отдельная тема - Аральское море. Для его спасения необходимы колоссальные финансовые вливания. Таких денег нет ни у соседних стран, ни даже у крупных международных донорских организаций.
- Исполком Международного фонда спасения Арала не собирался более девяти лет. Наконец 30 января 2018 года состоялось заседание. Это связано с переходом председательства к Туркменистану. В Узбекистане тоже коренным образом изменилась ситуация, поэтому удалось провести такое мероприятие. И мы надеемся, что аральскую проблему начнем обсуждать на всю пятерку стран, - рассказал депутатам заместитель министра иностранных дел РК Галымжан КОЙШЫБАЕВ. - Кыргызстан заморозил свое участие в Международном фонде спасения Арала, поэтому мы все стараемся работать и уговариваем киргизов “разморозиться”. Их заморозка связана, как они думали, с не очень конструктивной позицией отдельных соседних стран, руководство которых уже поменялось. И ситуация тоже изменилась.
По словам вице-министра, возможно, ситуация сдвинется с мертвой точки после саммита Международного фонда спасения Арала на уровне глав государств Центральной Азии, который намечен на конец августа нынешнего года.
Бывший аким Западно-Казахстанской области, а ныне мажилисмен Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ предъявил МИДу и Минсельхозу претензии: по его мнению, проблему обмеления Урала (Жайыка) давно можно было бы решить, поскольку все совместные с российской стороной документы давно подписаны, научно-изыскательские работы проведены. Можно было начать с дноуглубительных работ и выноса ила со дна реки. В свое время наше правительство направляло письмо правительству России, что казахстанская сторона готова создать фонд по Уралу - аналогично фонду спасения Арала. В прошлом году кабмины двух стран договорились продолжить работу по изучению всего бассейна реки и начать подготовку плана действий по рациональному использованию и охране водных ресурсов реки Жайык.
Но дальше разговоров и - в лучшем случае! - договоров дело не двигается. Почему? Ответы чиновников звучали традиционно: слабая материально-техническая база, не хватает специалистов. На это вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО резонно предложил: в эту отрасль надо привлекать выпускников программы “Болашак”, которые, по его словам,”слоняются без дела в Астане”. Представители исполнительной власти видят решение со своей колокольни. Мидовцы, присутствовавшие на “круглом столе”, предложили создать новый госорган - Министерство водных ресурсов, как это недавно сделали в соседнем Узбекистане.
В общем, расходились участники заседания с видом людей, одолевших дело государственной важности. Хотя ничего конкретно так и не решили...

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть