7072

Квартирант на доверии

Тынымкуль АЙДАРОВА (слева) и Мурат СЕЙТПЕНБЕТОВ (справа)

Кого только не портил квартирный вопрос! На сей счет весьма поучительная житейско-конфузная, я бы даже сказала, комедийная, история уж два десятка лет длится в Кызылорде. Как говорится, “Санта-Барбара” отдыхает. Начинали ее не чужие друг другу люди, а сегодня в ней с каким-то подозрительным непостоянством пытаются разобраться в судейских кабинетах. Камнем преткновения стала обычная двухкомнатная квартира на окраине города.

Жила-была в Кызылорде Тынымкуль АЙДАРОВА, и было у нее две дочери - Турганкуль и Айман ТОКТАРОВЫ (на снимке). А у Турганкуль была квартира в доме №26 по улице Мира. Но в 1994 году подалась она на более хлебные заработки в другие города и веси да и прижилась там, на стороне. А спустя восемнадцать годков уже Айман решила на причитающиеся ей по наследству денежки прикупить себе жилье. Да не у кого-нибудь, а у сестры Турганкуль. И то правда: зачем чужим нажитый капиталец отдавать? Да не тут-то было!
В 1998 году, через четыре года после отъезда дочери, рачительная Тынымкуль пустила в ее квартиру пожить сына знакомой - Мурата СЕЙТПЕНБЕТОВА - с условием, что он будет содержать жилище в чистоте и оплачивать комуслуги. Каково же было удивление Тынымкуль, когда, придя к квартиранту спустя 14 лет(!), чтобы попросить его освободить жилплощадь, она застала у двери совершенно незнакомую женщину.
Гуляим САЙДАЛИЕВА (на нижнем снимке), а именно она занимает нынче ту самую “двушку” в доме №26 по улице Мира, утверждает, что купила ее у Мурата Сейтпенбетова. А тот, в свою очередь, твердит, что жилье ему продала… Тынымкуль Айдарова, мама сестер Токтаровых.
Старушка разводит руками:
- Мне говорят, что я взяла за эту квартиру с Мурата 100 тысяч тенге наличными еще в 1997 году. Но я этого не делала! Единственное, что сделала, - дала ему на время все документы на жилплощадь. Он сказал, что они ему нужны: мол, плату за некоторые комуслуги не принимают без оригиналов документов.
А впереди маму и ее двух дочерей ждал еще один - да не последний! - сюрприз: Сайдалиева и Сейтпенбетов оказались… родственниками!
Когда Турганкуль и Айман Токтаровы потребовали от них вернуть оригиналы документов на квартиру и освободить жилье, Сайдалиева наотрез отказалась.
- Тогда мы сделали дубликаты всех бумаг, - рассказывает Айман. - Ведь в департаменте юстиции Турганкуль была зарегистрирована как собственник недвижимости, и не составило труда выписать новые свидетельства и технический паспорт.
Выселять Сайдалиеву сестры взялись полтора года назад, да так и погрязли в судах.
В первой инстанции выяснилось, что Сайдалиева прописана по адресу: Кызылорда, ул. Мира, 26, кв. 67, на основании… решения комиссии о легализации имущества, прошедшей в стране в 2006-2007 годах.
- Но это же абсурд! - вздыхает Айман. - Если ты утверждаешь, что купила квартиру, заплатив за нее деньги, то зачем ее легализовывать, почему нельзя совершить сделку купли-продажи?
Судья горсуда Кызылорды ОСПАНОВА решение комиссии по легализации отменила, а вот в выселении Сайдалиевой с жилплощади истцам почему-то отказала.
- Одновременно по встречному иску ответчицы договор между мной и сестрой о купле-продаже квартиры был признан незаконным, зато законной - сделка между Сайдалиевой и Сейтпенбетовым, что тоже, я считаю, никак не вписывается в здравый смысл! - сокрушается Айман. - Я подала на апелляцию, решение оставили без изменений, хотя на заседании представитель департамента юстиции подтвердил, что собственником спорной квартиры по всем официальным документам о регистрации являлась моя сестра Турганкуль Токтарова начиная с 1993 года и до тех пор, пока не продала мне в 2012-м свою квартиру. Однако кассационная инстанция, куда я обратилась с жалобой, отменила решение апелляционного суда.
Вновь собранная по этому квартирному вопросу апелляционная коллегия под председательством другого судьи отменила решение судьи Оспановой, и начался очередной круг судебной карусели. Ни Сайдалиева, ни сестры Токтаровы в борьбе за квадратные метры сдаваться не собираются.
- Я отдала Мурату Сейтпенбетову в 2000 году 150 тысяч тенге за свое жилье. Расписку с него брать не стала - родственник же. Но раз я заплатила - квартира моя! - решительно настроена Гуляим Сайдалиева.
- Хозяином квартиры был я, - вторит ей Сейтпенбетов, - ранее купив ее у Тынымкуль Айдаровой за 100 тысяч тенге. С бабушки расписку брать не стал, что передал ей деньги, потому что она... пожилой человек. “Оформим все позже, когда Турганкуль в Кызылорду приедет”, - сказала тогда мне Тынымкуль.
Пенсионерка хватается за голову:
- Ну как бы я могла продать квартиру, которая не моя, а дочкина? И кто бы мне дал уйму денег без расписки?!
Тяжело сторонам, нелегко суду. Сразу несколько человек претендуют на одну и ту же квартиру, утверждают, что именно они продавали-покупали ее. Но при этом, что примечательно, нет ни одного очевидца того, что деньги передавали: Сейтпенбетов - Айдаровой, Сайдалиева - Сейтпенбетову. Вызвались было выступить свидетелями в этой запутанной тяжбе соседи Токтаровой (или Сайдалиевой?), однако, как оказалось, и они достоверно тоже ничего не знают - все лишь слышали звон, да не знают, где он.
Зато Гуляим Сайдалиева не растерялась: еще после первого суда, вынесшего решение в ее пользу, оформила оспариваемую квартиру на себя!
Как ей это удалось, почему Фемида так сильно заблудилась в трех соснах: между департаментом юстиции, нотариусами, один из которых, к слову, зарегистрировал сделку сестер о купле-продаже “мировой” квартиры, и невидимой наличкой, покрыто тайной.
Хотя... никакая это не тайна и уж, тем более, не загадка, уверены сестры Токтаровы: “Типичный секрет Полишинеля! Вот только нам не до смеха…”.
- Нас постоянно спрашивают: мол, где вы были столько лет? - рассуждает Айман. - Ведь Турганкуль уехала из Кызылорды аж в 1994-м, Мурата на квартиру мама пустила в 1998-м, а хватились жилья мы только в 2012-м. Ну, во-первых, Мурата Сейтпенбетова наша мама немного знала, а потому доверяла парню. Во-вторых, мы исправно платили налоги на недвижимость, а квартирант, надо полагать, за комуслуги, так как у госорганов нет никаких претензий. То есть небесхозная была квартира. А в-третьих, кто мог подумать, что вот так просто можно лишиться права собственности в родной стране?!

Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда

Вместо P.S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что последнее судебное решение вынесено в пользу Айман Токтаровой. Именно она признана владелицей квартиры по улице Мира, в которой сейчас проживает Гуляим Сайдалиева, все еще не смирившаяся с поражением. Выселять ее, похоже, придется судисполнителям, устало вздыхает Айман.
- Мне нужно не просто въехать теперь в свое жилье, но и обелить свое имя, - добавляет она. - Как выяснилось, та сторона на меня в полицию заявила, что я мошенница. Якобы мошенническими способами отбираю у Сайдалиевой жилье. Даже дело было заведено и временно приостановлено. Но теперь я могу взять в руки решение суда и отнести его в ГУВД.
Мораль сей были? Доверяй, да проверяй!

Поделиться
Класснуть