5004

...И вечная любовь

“Поехать на Айша-биби” - кому из нас, коренных джамбульцев, не знакома эта фраза? Кому не знакома поездка в кортеже за машиной с куклой на капоте под льющееся из кассетного магнитофона: “Обручальное кольцо - не простое украшенье, двух сердец одно решенье…” Всем известно, что без посещения мавзолея Айши-биби и свадьба не свадьба! И тогда, в 70-80-х, и до сих пор! Выходит, что-то заставляет любящие серд­ца прикасаться к Средневековью... Но что?

Ответ на этот вопрос мы решили поис­кать вместе с дирекцией заповедника-музея “Памятники древнего Тараза”, и вот уже нашей маленькой компанией отправляемся в путь!
Доехали быстро: от Тараза до находящегося в селе Айша-биби (бывшая Головачевка) Жамбылского района мавзолея всего-то 18 километров.
- Расстояние от места захоронения Айши-биби до города, которым правил влюбленный в нее Карахан, - 18 километров, 18 лет по легенде было красавице Айше, на 18-м ряду кладки мавзолея находится надпись, - рассказывает главный хранитель фондов заповедника-музея “Памятники древнего Тараза” Анна КРОКОШЕВА. - И вот я решила замерить ширину плитки, которой выложено сооружение, и оказалось, что она 18 сантиметров! Такие необыкновенные совпадения сразу погружают в атмосферу загадочного и непостижимого. И главная загадка - как этот оригинальный памятник сохранился с XI-XII веков до наших дней?!
Действительно невероятно! И пусть сохранилась лишь его западная часть, но ведь и она могла превратиться в пыль. А так мы имеем уникальный образец средневекового зодчества периода правления династии Караханидов. Кстати, мавзолей Айши-биби в свое время был номинирован на вхождение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но не попал туда как раз из-за малой степени сохранности.
Тем не менее мавзолей остается памятником республиканского значения и охраняется государством. Недостающая часть его стен была восстановлена по имеющимся рисункам, старым фотографиям и архитектурным фрагментам. А купол, которого никто никогда не видел, решили сделать в форме головного убора восточной невесты - саукеле. Большинство облицовочных плиток - калька старинных, при этом разница между реставрационной копией и оригиналом довольно существенная, чтобы не вводить туристов в заблуждение.

- Уникальность памятника именно в его облицовке, выполненной из резных терракотовых плиток, которыми стены мавзолея выложены со всех четырех сторон, от фундамента и до завершения колонн, - рассказывает директор заповедника-музея Рустам БИКЕНЕВ (на снимке). - На плитке нанесены 60 видов орнамента: геометрический, зооморфный (так называемый “бараний рог”), растительный. Игра света и теней создает эффект ажурности и живого дыхания! Известный советский архитектор Толеу БАСЕНОВ назвал мавзолей музеем орнаментального искусства. Притом каждый наружный кирпич - это не просто облицовка, но и строительная конструкция: он на самом деле не плоский, а конусообразный, и им обложен каркас из арчи и скреплен глиной. А глина непростая. Ученые изучали ее свойства и обнаружили в ней органику: конский волос, яйца, курдючный жир. Может, были и другие секреты древней кладки, но их средневековые мастера унесли с собой в могилу. Примечательно, что впервые мавзолей был исследован в 1893 году русским археологом Василием БАРТОЛЬДОМ, затем его изучением активно занялся начальник
Аулие-Атинского уезда Василий КАЛЛАУР, он же распорядился о его защите. Надо сказать, многие представители царской администрации того времени с их блестящим образованием были еще и страстными краеведами, они бережно и с любовью относились к культурно-историческому наследию. И именно Василию Каллауру мы обязаны тем, что знаем, как выглядел мавзолей, когда еще не был так разрушен, так как он сделал первые фотографии сооружения, которые сейчас хранятся в архиве Санкт-Петербурга.
И это еще не все фишки мавзолея! На 18-м ряду кладки (на высоте 3,4 метра) западных колонн хорошо видна надпись, выполненная куфическим стилем арабского письма. В переводе эти слова означают: “Осень… Тучи… Земля прекрасна…” Какой местный поэт оставил нам на память свое настроение?
Спит под толщей земли восточная принцесса Айша, а по соседству нашла свой последний приют ее верная няня Бабаджи-хатун. Усыпальница няни, конечно, попроще, чем мавзолей Айши. Постройка из жженого кирпича. Стены вообще без какой-либо декоративной отделки, однако все же с архитектурными изысками: кирпичной кладкой в виде арочных проемов и солярных знаков. Самое интересное в этом памятнике - его купол конусообразной формы с 16 гранями. И здесь тоже надпись на арабском, но вполне прозаическая: “Это величественная гробница, называемая Бабаджи-хатун. Строитель ее...” Все. Имя мастера - за семью печатями. Печатями времени…
Пытаюсь воскресить в памяти свои юношеские впечатления от посещения этих двух мавзолеев. Это было в начале 80-х, и, конечно же, то была свадьба подруги. Но все здесь выглядело тогда по-другому… Купол! Полуразрушенный мавзолей Айши-биби находился под стеклянным куполом кубической формы!
- Все правильно, после сильного землетрясения, случившегося в 1971 году, над мавзолеем возвели стеклянный саркофаг, - пояс­няет Анна. - Но неожиданно по памятнику поползла плесень. Пришлось от затеи со стеклом отказаться и… достроить недостающую часть мавзолея с использованием, насколько это было возможно, родных материалов. Но старинных кирпичей, естественно, не хватило, так как все это время неохраняемый памятник активно растаскивался по бревнышку, по кирпичику. И сейчас древние изразцы, скорее всего, украшают собой частные дома и частные коллекции.
Вторая жизнь мавзолеев началась в нулевые годы после выделения значительных средств на их реставрацию. В эти же годы с мавзолеями произошла и духовная трансформация: свою историко-культурологическую функцию они дополнили сакральной, став местом паломничества почитателей предков и эзотериков. И это связано с легендой, которая имеет несколько версий, но мы приведем ту, что была записана Василием Каллауром (запись хранится в Ташкентском архиве).
…У местного святого по имени Зенги-баба (ученика, кстати, Ходжи Ахмета Яссауи) была красавица дочь. Звали ее Айша. Однажды девушку увидел правитель Тараза Карахан, находясь в военном походе. Сраженный ее неземной красотой, он полюбил ее с первого взгляда и, как положено, попросил руки красавицы у ее отца. Однако Зенги-баба отказал военачальнику. Айша не ожидала такого поворота - ведь она тоже всем сердцем полюбила Карахана. Осознав, что не может жить без него, она решилась бежать к своему возлюбленному. Под покровом ночи Айша покинула отчий дом, переодевшись в мужское платье. В побеге ее сопровождала любимая няня по имени Бабаджи. Примкнув к одному из караванов, беглянки почти добрались до Тараза. Айша уже приготовила костюм невесты для свидания с возлюбленным, но не заметила, как в головной убор - саукеле - заползла змея. Змеиное жало вонзилось в нежную кожу Айши… Поняв, что умирает, она послала сообщить об этом своему суженому. Карахан тотчас примчался, он поднял с земли любимую, и у него на руках она и скончалась, оставшись вечной невестой… И тогда Карахан собрал лучших зодчих в округе и заказал им усыпальницу. Они построили этот мавзолей в память о вечной любви. А преданная няня так и осталась жить на том месте, где упокоилась ее воспитанница. И когда отошла в вечность, великодушный Карахан и ей поставил достойный памятник!
Эту красивую легенду я услышала в пересказе Анны Крокошевой на пути из села Айша-биби в Тараз. Интересно, что новорожденным девочкам в этих местах нередко дают имя Айша. А о рождении детей будущие мамы просят у стен мавзолея. Что касается безутешного Карахана, то он похоронен в его родном Таразе, и над ним тоже был возведен величественный мазар, который теперь именуется мавзолей Карахана и также является сакральным местом. Под конец жизни Карахан обрел ореол святости, его стали называть “святой отец” -аулие-ата. А в 1856 году именем Аулие-Ата назвали город Тараз.
Но это уже другая история...

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть