14971

Как воровали в Караганде

“Премьерная схема” дела Ахметова

До оглашения приговора по самому скандальному уголовному процессу уходящего года - делу Серика АХМЕТОВА и Ко - остаются, возможно, считаные дни. Перед тем как суд подведет итоги, мы решили наглядно продемонстрировать читателям собранный сыщиками объем доказательств в отношении экс-премьера и наглядно показать распределение ролей между другими фигурантами.

Эпизод первый.
Замена канализационного очистного оборудования (КОС) в индустриальном парке “Металлургия-
Металлообработка” (ИПММ).

По версии следствия, будучи акимом Карагандинской области, Серик АХМЕТОВ оказал содействие представителю фирмы “Центрстрой-комплект НС” Альжану АКМОЛДАЕВУ в получении субподряда на строительство инфраструктуры парка за взятку в размере 4 миллионов долларов (600 миллионов тенге). Кроме того, Акмолдаев предложил Ахметову заменить предусмотренное проектом чешское очистное оборудование на дешевую систему отечественного производства. Строительство этого объекта осуществлялось при полном несоответствии с проектно-сметной документацией. При этом ИПММ принимал работы по фиктивным актам, в которых была указана завышенная стоимость оборудования. Всего было обналичено и похищено 1,1 миллиарда тенге, из которых 360 миллионов были переданы тогдашнему заместителю акима Карагандинской области Габиту МУХАМБЕТОВУ, а 2,4 миллиона долларов ушли в Арабские Эмираты на счета принадлежащей сыну Ахметова Данияру фирмы Sahl al Madina General LLC. Стоит отметить, что к окончанию судебных разбирательств прокуроры отказались от обвинения Серика Ахметова в получении взятки. По их мнению, в этом эпизоде имело место лишь хищение денег в особо крупном размере (см. схему № 1).

Эпизод второй.
Лоббирование интересов ТОО “Топарские Теплицы”
Здесь можно обойтись без всяких схем из-за малого количества фигурантов. Итак, по данным следствия, тепличным бизнесом, оформленным на доверенных лиц Ахметова, владел сам Серик Ныгметович. Принадлежность фирмы экс-премьеру подтвердил ряд сотрудников предприятия. Сыщикам удалось выяснить, что Ахметов (уже ставший премьером) дал указания председателям правления НУХ “КазАгро” Дулату АЙТЖАНОВУ и АО “КазАгроФинанс” Гумару РАХИМЖАНОВУ профинансировать из средств Национального фонда покупку тепличного оборудования по завышенной стоимости. В итоге первый одобрил финансирование, а второй заключил договор с испанской фирмой, представителем которой в Казахстане являлась Камилла ПИРАЛИЕВА, на сумму 14,9 миллиона евро при его фактической стоимости 12 миллионов евро. В результате махинаций на счета нескольких казахстанских фирм из Испании было возвращено 1,6 миллиона евро. При содействии предпринимателя Ерлана КИСЫКОВА деньги впоследствии были обналичены. Рахимжанов передал часть из них заместителю руководителя канцелярии премьер-министра РК Габиту МАТАЕВУ и непосредственно Серику Ахметову. А 1,1 миллиона евро оказались на счетах “Топарских теплиц” и пошли на развитие бизнеса.


Эпизод третий.
Лоббирование интересов фирмы “СтальЦинк” Данияра Ахметова.
Гособвинение посчитало доказанным тот факт, что Серик Ныгметович в период с 2011 по 2013 год неоднократно давал указания акимам Караганды Бауржану АБДИШЕВУ и Мейраму СМАГУЛОВУ приобретать в обход законодательства о госзакупках для нужд города опоры освещения у фирмы “СтальЦинк” и аффилированных с ней предприятий. Притом по завышенной стоимости. В результате принадлежащее сыну тогдашнего премьера предприятие (руководил которым, кстати, его брат Берик) получало хорошую прибыль. По подсчетам следователей, государству был причинен материальный ущерб в размере 201 миллиона тенге (см. схему № 2).
Эпизод четвертый.
Выделение земельных участков под строительство транспортно-логистического комплекса (ТЛК).
Серику Ахметову также вменяют в вину создание еще одного личного бизнеса - ТЛК. При содействии уже упомянутых акимов Караганды Смагулова и Абдишева под строительство комплекса было выделено семь земельных участков общей площадью свыше 38 гектаров. Ранее эти участки были под разными предлогами изъяты в госсобственность у юридических и физических лиц. Следствие установило, что Серик Ныгметович, будучи председателем координационного совета, незаконно использовал 282 миллиона тенге из средств, выделенных по госпрограмме “Дорожная карта бизнеса-2020”, на строительство инфраструктуры комплекса. Следствие уверено, что Ахметов планировал завуалированно выступить в роли “иностранного инвестора” объекта, для чего поручил Габиту Матаеву открыть фирму за рубежом. Матаев обратился за помощью к своему племяннику КУШЕРБАЕВУ, который зарегистрировал в Великобритании компанию Standartex Projects LLP. В дальнейшем туда переводились личные деньги Ахметова, которые потом возвращались в Казахстан под видом иностранных инвестиций (см. схему № 3).
В целом же список добытых следствием доказательств выглядит довольно внушительно. Публиковать его полностью - не хватит газетной площади. Это документально зафиксированные поручения, протоколы совещаний, заключения специалистов и экспертов, изъятые следствием материалы электронной переписки, банковские переводы, оперативные видеозаписи и расшифровки телефонных переговоров.
Напомним, Серик Ахметов обвиняется в двух фактах незаконной предпринимательской деятельности, злоупотреблении должностными полномочиями и хищении средств в особо крупном размере. Сторона гособвинения уже запросила для него у суда 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Сам Ахметов вины не признает.

Ирина МОСКОВКА, инфографика Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть