5337

А у нас электробас? Вот так раз...

На следующей неделе в Алматы должны появиться первые электрические автобусы

На прошедшей недавно в южной столице конференции “Электротранспорт Алматы. Обзор и перспективы” иностранные эксперты говорили обо всех тонкостях внедрения современных видов общественного транспорта. Участвовали в форуме и наши перевозчики, которые и обрадовали ближайшими “электрическими” автоперспективами.

Руководитель “Алматыэлектротранса” Ризван ЦИНАЕВ (на снимке) даже привел подготовленные нашими специалистами сравнительные данные обычных дизельных и электрических автобусов. Цифры хоть и ориентировочные, но очень красноречивые. Дизельный автобус стоит 40 миллионов тенге (не зря их называют золотыми!), работающий от электричества - 112 миллионов. В модернизацию электрической инфраструктуры бывшего трамвайного депо (где планируется производить подзарядку) и конечных остановок, необходимую для внедрения нового транспорт­ного проекта, придется вложить еще 384 миллиона. Понятно, что для эксплуатации традиционных автобусов все есть, каких-то особых дополнительных затрат на них не нужно. Правда, литр дизтоплива стоит дороже электроэнергии - 58 тенге против 23. Но это не решающий фактор, главный плюс электробасов помимо их экологичности сравнительно низкие расходы на обслуживание: содержать дизельный автобус в три раза дороже.
Однако все это лишь видимая часть айсберга. Главное - верно просчитать риски, с которыми сталкивается любой город, решивший взяться за такой проект. Не случайно ведь количество электробасов в продвинутой Европе не такое уж и высокое, хотя и ЛРТ, и БРТ да и другие транспортные проекты, о которых мы пока только мечтаем, там уже давно реальность.
О трудностях внедрения электробасов говорил заместитель генерального секретаря Международного союза общественного транспорта Мохамед МЕЗГАНИ (на снимке). Необходимо учесть все: дороговизну электромашин и монтажа зарядных устройств, вопросы согласованности между различными структурами, причастными к реализации проекта (например, теми же перевозчиками, поставщиками энергии и компаниями, обслуживающими зарядные устройства), качество распределительных электросетей, стабильность цен на электроэнергию. Не говоря уже о том, что работа электроавтобуса зависит от рельефа местности, климата и даже от стиля вождения человека, который им управляет. Мелочей, как говорится, быть не может.
- Прежде всего нужно думать не о технологиях, а о потребности: сколько пассажиров вам необходимо перевозить в час, в месяц, в год. Это должно быть критерием номер один при выборе вида транспорта, - заметил, завершая свой обзор, Мохамед Мезгани. - Конечно, он не единственный: важны и экологичность, и шумность, и, безусловно, затраты. Но электротранспорт - это не самоцель. Нельзя сказать, что, построив ЛРТ или закупив электроавтобусы, город полностью решит все проблемы общественного транспорта. Технология лишь один из компонентов многогранной проблемы. Поэтому главное сделать так, чтобы общественный транспорт стал быстрее и удобнее, чем личный, и люди захотели на него пересесть. А уже после выбирать технологии.
Золотые слова! Но маховик уже запущен...

Комментарий в тему

Бауырджан КУЛИШЕВ, директор ТОО “Green Bus Company”:
- Пока речь идет только о двух электробасах - мы берем их в аренду у завода Higer. Один уже в Алматы, второй вскоре будет доставлен из Москвы. Они будут работать на действующих маршрутах, так же как и все остальные автобусы. Внешне эти электроавтобусы не будут отличаться от остальных.
- Их аккумуляторы будут заряжаться всю ночь на территории бывшего трамвайного депо?
- Нет, производители говорят, что заряжаться они будут в течение семи минут. Этого заряда хватит примерно на 40 километров пути - один круг по маршруту. Водитель будет высаживать пассажиров на конечной остановке, ехать на подзарядку, а потом возвращаться обратно. Сейчас мы просим у АО “АЖК” (энергопередающая компания. - О. А.), чтобы нам дали точку доступа к электроэнергии на конечной остановке, например возле Центрального парка отдыха (бывший парк им. Горького. - О. А.) или в других местах. Если там (возле парка. - О. А.) поставят подзарядочную станцию, тогда проблем не будет.
Тестовые испытания продлятся три месяца: мы хотим прогнать электробасы через все нагрузки, которые испытывает в Алматы обычный автобус или троллейбус, работающий на линии. Они будут также стоять в пробках и на светофорах, перевозить по 50-70 человек, ездить в разную погоду. Первоначально мы планировали пустить такие автобусы по улице Гоголя, однако маршрут может и измениться. Но в любом случае он будет пролегать недалеко от трамвайного депо, чтобы на зарядку электробасов не уходило слишком много времени. За три месяца станет более-менее понятно, как такие автобусы поведут себя на наших дорогах.
- А что потом?
- Мы хотим провести калькуляцию расходов по эксплуатации электробасов на наших линиях. Если реальные показатели будут соответствовать тем параметрам, о которых говорит завод-производитель, дальнейшие решения будет принимать акимат. Да, это дорогие автобусы - один стоит порядка 350 тысяч долларов, но стоимость их обслуживания гораздо меньше, чем дизельных.
- Но в то же время очень много рисков...
- Да, это так. Именно поэтому мы и проводим тестирование. Окончательное решение по ним будет принято позже.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Вместо P.S. Трамваи окончательно похоронили, проекту ЛРТ уже 10 лет, но мы о нем по-прежнему только говорим. Даже систему электронных платежей “Оњай!” - и ту не смогли довести до ума. И вот очередной прорывной проект - электробасы. В связи с этой новостью вспомнился перл президента Белоруссии Александра ЛУКАШЕНКО: “Не успел я взяться за яйца, как в магазинах исчезло масло!”
Короче говоря, торопимся внедрять. И ничего, что на бегу, без должной подготовки и проработки всех деталей. Если что не так - будем исправлять ошибки на ходу (привет системе “Оњай!”).
Электробасы городу нужны, с этим не поспоришь. Я двумя руками за экологию. Но и здравый смысл пока никто не отменял. Остается надеяться, что на этот раз власти будут мудрее и расчетливее с внедрением в наших палестинах очередного ноу-хау. Потому что в случае провала это будет даже уже не фарс...

Поделиться
Класснуть

Свежее