3861

Отговорила роща золотая?

В Караганде общественники пытаются спасти березовый оазис, который в скором времени может покромсать новая автотрасса Центр - Юг

В петициях горожане обращаются к премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ и акиму региона Ерлану КОШАНОВУ с просьбой вернуть проект строительства дороги на доработку. Жители шахтерской столицы прекрасно знают, как местные власти “заботятся” о зеленых насаждениях.

Мы уже рассказывали о волне возмущения, вызванной новостью об уничтожении порядка 300 кубометров деревьев ради прокладки съезда новой дорожной развязки. Она разрежет на две части излюбленное место карагандинцев для прогулок и пикников. И, по сути, его уничтожит (см. “Бедная березовая роща”, “Время” от 14.7.2018 г.). Ну кому понравится отдыхать вплотную с оживленной трассой, по которой будут гонять большегрузные машины со своими выхлопными газами? К тому же весьма обидно, что проектировщики и власти не продумали иных, менее варварских вариантов строительства. Караганда окружена степью на многие сотни километров, и, по идее, здесь нужно беречь каждое деревце.
Как же так получилось, что горожане узнали о надвигающейся проблеме лишь когда она подошла вплотную, чтобы вторгнуться в их жизнь? Автодорожники уверяют, что при разработке проекта были учтены все необходимые нюансы, соблюдены все положенные процедуры. По словам заместителя директора карагандинского филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Игоря ГАФТОНА, был соблюден, как положено, регламент по проведению общественных слушаний, иначе соответствующий проект постановления правительства не появился бы на портале открытых нормативно-правовых актов. А еще он отметил, что у проектировщиков был второй вариант прокладки пути. Как выяснилось, еще хуже нынешнего.
- Если бы мы его использовали (речь шла о переводе 30 гектаров земли и дополнительном строительстве 13 километров дороги), тогда подвергся бы вырубке лесной массив из шестилетних сосен в районе Компанейска. Тот проект отвергли и потому, что он требовал еще больших денежных вложений, - пояснил журналистам Игорь Гафтон.

В общем, реализаторы замысла исходили прежде всего из финансовой выгоды. Ведь в самом начале предполагалось, что на строительство объезда уйдет около 45 млрд. тенге. Однако 10 “ярдов” удалось скостить - в основном благодаря скидкам от взявшихся за работу подрядчиков. Да и на возможном обходе рощи, выходит, сэкономили.
Между тем местные экологические активисты обескуражены поведением властей. По их мнению, процедура общественных слушаний была проведена формально, поскольку были допущены нарушения в проекте оценки воздействия на окружающую среду. В нем не было ни слова о количестве вырубаемых деревьев и компенсационной высадке! Тем не менее экс­перты дали добро строителям...
“Без данных о вырубке общественность так и не имеет сведений о том, сколько деревьев будет вырублено. Подрядчики говорят о количестве пересаживаемых деревьев, лесники - о сотнях кубометров дров, акты обмера перечисляют больше 20 000 деревьев, подлежащих вырубке!” - пишут в обращении к премьер-министру и акиму области неравнодушные карагандинцы.
Их, разумеется, услышали. Но отдувается перед горожанами пока только “КазАвтоЖол”. Представители предприятия-заказчика после грянувшего скандала решили построить за 12 млн. тенге под будущей дорогой подземный переход для отдыхающих и установить вдоль новой трассы шумозащитные заборы стоимостью 74 млн. тенге. Только пока неясно, из каких источников будут черпать деньги. И, право, разве эти конструкции смогут послужить равноценной заменой зелени, которую сажали тут в середине прошлого века спецпереселенцы, сумевшие посреди сурового ланд­шафта создать маленький лесной оазис?!
Можно, конечно, прикрываться словами о компенсационной посадке деревьев. Их, напомним, тут планируют высадить в количестве 1400 штук. В документах отчетности, не сомневаемся, все будет выглядеть красиво. Но большой вопрос, сколько же саженцев приживется, если даже в центре города за ними никто толком не ухаживает и достаточно много маленьких деревьев попросту погибает! И это при том, что ответственность за увядшие насаждения или опасные старые сухостои никто не несет. Если только в исключительных случаях. Когда, например, трухлявый ствол падает на чью-то машину и владелец имущества требует от акимата компенсации через суд (см. “Когда деревья были гнилыми”, “Время” от 10.4.2018 г.).
А знаете, почему еще карагандинцы столь болезненно воспринимают вырубку небольшой рощицы на окраине города? Казалось бы, невелика потеря ради стратегически важной дороги. Но ведь щепки здесь летят уже не впервой!
“Многие горожане высказывают справедливое мнение о том, что за годы независимости местными органами власти не было создано подобных природных рекреаций. Еще свежи воспоминания о болезненном уничтожении Ботанического сада и передаче земель Центрального парка Караганды в частные руки для строительства коттеджей”, - пишут представители инициативной группы.
В коттеджах тех ныне живут уважаемые и небедные жители города. В районе Ботанического сада, впрочем, как и на теперь уже бывшей территории Центрального парка, выросло несколько многоэтажных новостроек. Если так дальше пойдет, то приличных по размеру зеленых массивов в шахтерской столице скоро совсем не останется. К слову, недавнее благоустройство Цент­рального парка значительно проредило ряды деревьев, заботливо посаженных предыдущими поколениями горожан. Первую березовую аллею здесь разбили еще в 1941-м. К 1976 году здесь появилось еще 40 видов растений: клен, вяз, сосна, можжевельник, туя, черемуха, ель, сирень, шиповник… А нынче часть из них пошла на дрова! Зато на местах, где они ранее росли, теперь дорожки из асфальта и брусчатки, на которых в жаркий день не найдешь тенек, чтобы спрятаться от палящих солнечных лучей.

- Несколько лет назад я посадил в парке дубки. Ухаживал за ними, приносил воду из дома и поливал, - рассказывает карагандинский адвокат Виктор ЖУРАВЛЕВ. - Они тоже пали жертвой благоустройства! Их просто срубили. А рядом посадили несколько саженцев, которые уже засохли. Никто тут за новыми растениями не следит как положено, не выхаживает их. Закатывают парк в камень, зелени в нем становится все меньше и меньше. В Америке, на которую мы все время киваем, берегут каждое дерево, ничего просто так не вырубишь. Там при подходе к парку за 200 метров уже запрещено курить. У нас же ничего не жалеют! Дорожек, по которым никто не ходит из-за их отдаленности от каруселей, наворотили, а пруды здешние от тины и мусора почистить не могут. Когда-то тут ребятишки купались, теперь же только уточки плавают, только им и хорошо в болоте...
Вот потому-то карагандинцы сейчас и пытаются отстоять березовую рощу. Иначе стараниями чиновников тут вскоре будет сплошная пустошь.

Ирина МОСКОВКА, фото автора и Земфиры ВАХИТОВОЙ, слайды “КазАвтоЖола”, Караганда

Поделиться
Класснуть