8657

Игра на деньги

Будет ли брать государство 10 процентов с продажи квартир в качестве налога или нет, в любом случае оно нас обкрадывает

В конце июля - начале августа страну начало лихорадить от неожиданных новостей. Появились известия, что государство решило облагать налогом с продажи частное имущество. В первую очередь недвижимость и автомобили.
Общественность успела возмутиться, поскольку налоговая нагрузка на казахстанцев и без того постоянно растет. И вопреки устоявшемуся (не без подачи со стороны властей) мнению совокупная нагрузка на среднего работающего гражданина республики немногим слабее, чем в развитых странах. Если быть точным - 30 процентов от дохода с перспективой роста до 38 процентов к 2020 году. 38 процентов - это уже близко к половине от заработанного, а половина от дохода на налоги - уровень богатейших штатов Америки вроде Калифорнии.
Жизнь подавляющего большинства казахстанцев совсем не похожа на жизнь калифорнийских серферов, а самое главное, чего мы лишены за свои же налоги, так это полноценного участия в определении приоритетов развития общества и государства. Мы не можем отказаться от проведения Олимпиады, как норвежцы. Мы можем только наблюдать, как Казахстанский олимпийский комитет заявляет, что отзывает свою заявку на проведение Игр в 2026 году. Без объяснения причин.
А налоги, между прочим, как раз ваучер общественного договора: население сдает деньги, потом выбирает своих представителей, и те строят государственную политику.
Поэтому совершенно понятно возмущение казахстанцев новостью о введении дополнительного 10-процентного налога. Правда, спустя некоторое время после появления этих новостей Минсоцтруда дало разъяснение. Разъяснение в лучших традициях наших государственных ведомств: все кругом дураки и не так поняли, а на самом деле налог будет взиматься только с договоров оказания услуг, потому что министерство всегда на защите граждан. Вице-министр Светлана ЖАКУПОВА не преминула добавить: “Что сейчас происходит? Многие работодатели и физические лица, для того чтобы уйти от обязательных платежей, пенсионных взносов, заключают договоры и не платят пенсионные взносы. Никто не думает о своем пенсионном обеспечении. Когда наступит старость, кто не работал, будет получать всего лишь 50 процентов прожиточного минимума, например базовую пенсию”.
Эта устоявшаяся патерналис­т­ская диспозиция, когда государство играет роль отца-благодетеля, а население выступает в роли нерадивых детей-недоумков, уже порядком надоела. Потому что не известно, кто лучше распоряжается деньгами - те, “кто не думает о своем пенсионном обеспечении”, или государство. Во всяком случае, сделать хуже, чем государство во время девальвации, когда все пенсионные разом обесценились в два раза, это еще надо постараться! И вполне возможно, что “дурное” население нашло бы лучшие инвестиционные инструменты для своих денег, чем те, которые нам предлагает государство. Точнее, не предлагает, а сразу осваивает. Причем бездарно...
Не нужно быть великим прогнозистом, чтобы предсказать, что к моменту наступления выплат из ЕНПФ тем казахстанцам, кому сейчас лет 30-35, реальная стоимость пенсии будет составлять 20-40 процентов от нынешнего номинала. То есть мы накапливаем сейчас реальные деньги, которые к пенсии обесценятся раз в пять-шесть. И это громко называется государственной системой социального обеспечения.
Важно еще понимать, что комментарии министерства последовали только после того, как многие СМИ рассказали о новом налоге как свершившемся факте. Это можно списать на традиционную нерасторопность чиновников. Но, возможно, все было иначе: власть в очередной раз выкатила пробный шар, для того чтобы посмотреть на реакцию населения. Произошло резкое отторжение - власть откатила назад, попутно обвинив народ в том, что он опять все не так понял, и прикрывшись заботой о нем.
Однако очевидного не скроешь, а очевидно главное: государство само очень плохо заботится о наших деньгах. И еще совершенно понятно: уровень доверия общества к власти сегодня таков, что это самое общество готово поверить в любые негативные сценарии и не ждет от той самой власти ничего хорошего.
По большому счету, возникла очень нездоровая ситуация, в которой жители страны являются заложниками системы, регулярно выплачивая ей пошлину просто так, ничего не требуя взамен. Садаќа, как говорят казахи. Естественно, в таком устройстве всегда будет другая квазисистема - то есть черный нал и уклонение от налогов. Какой смысл заключать официальный договор и платить еще сверху 10 процентов с суммы контракта, если всем понятно, что государство все равно эти деньги потратит “бессмысленно и беспощадно”, а сам плательщик увидит спустя десятки лет только их тень? Ради чего такие жертвы? Ради белки на “Атакенте”?

У Эрика Берна есть классификация взаимодействия людей. Предполагается, что при любом контакте двоих человек один из них может играть роль взрослого, а другой - ребенка; либо оба становятся детьми; либо, что реже, взрослыми. Пара взрослый - ребенок, например, это когда вы на работе приходите к айтишнику, а он сквозь зубы цедит, что нужно попробовать перезагрузить компьютер. Он - взрослый, вы - ребенок. Такие отношения непродуктивны, более того - чреваты конфликтами.
Наши отцы-начальники постоянно пытаются играть во взрослых, принимая народ за детей. Однако заигрываться в эту ролевую игру вряд ли продуктивно. Ведь не зря же сказано: устами младенца глаголет истина. Которая зачастую обесценивает самую виртуозную игру.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

277