7099

Хорошему статисту суфлёр не нужен

Как министр финансов с размахом боролся. Как Умирзак Шукеев всех в краску вогнал. Как премьер для министров картинку дорисовал. Как Дарига Нурсултановна Кариму Кажимкановичу предложение сделала.

Дошло до меня, о умеющие читать между извилин, что есть где-то в подлунном мире удивительная страна, которая раскинулась на берегу великой реки. И живут в ней счастливые и беззаботные люди, ибо любой, кто попадает в ту страну, сразу же начинает делать головокружительную карьеру. Сегодня они сидят в предбаннике большого кабинета, а через год-полтора уже занимают этот самый кабинет. А потом кабинеты становятся еще больше - только успевай таблички на дверях менять. И каждый в той стране счастлив от мысли, что даже при самом страшном провале на своей работе никогда не останется без теплого и сытного местечка. Потому и называется тот благословенный край Берегом Счастливой Карьеры (БСК - короче, не путать с Берегом Слоновой Кости). А если кто-то из счастливых карьерис­тов уж очень сильно опростоволосится, то может быть уверен: дальше мыса Надежды не сошлют. Потому что каждый в БСК строго соблюдает правило “Если ты кузнец своего счастья - иди накуй!”
А еще говорят, что не далее как в минувший понедельник в правительстве БСК случилось очередное заседание. И проходило оно в селекторном режиме, ибо после того, что членам кабинета пришлось наслушаться еще в прошлую среду, многим стыдно было в глаза друг другу смотреть.
Вот и смышленый не по годам министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ, да будет он счастлив именем своим, вспомнил, как в “чис­тую среду” Голос свыше грозно изрек: “Если бы у нас был нормальный министр финансов, казначей, он был следил за каждой копейкой. А ты давал и давал, сколько просили...”
И решил тогда глава Минфина изобразить из себя строгого, но справедливого хранителя госсредств.
“Исполнение бюджета сегодня показывает, что гос­органы, как и администраторы денег, по-прежнему пытаются жить по-старому, с размахом. Это видно и на стадии планирования, и на стадии исполнения, а также по итогам года после наших проверок”, - молвил счастливый Бахыт, который заметно осмелел, чудом избежав карьерного несчастья. И сам испугался своей смелости.
И тут на помощь главному казначею пришел перманентно счастливый премьер-министр Карим МАСИМОВ, да хранит его перст указующий. “Бахыт Турлыханович! Применяйте меры наказания к областям”, - приободрил рулевой кабмина главу Минфина, прозрачно намекая: пора заняться региональным кровопусканием.
И все, кто слышал этот душевный разговор, сразу прониклись к министру финансов искренним сочувствием: “Молод еще, чтобы старших учить, а пока пусть дает...” И все в БСК согласились с этим, потому что помнят старую истину: “Любая экономия стоит денег”.
Г оворят также, что на том селекторном заседании взял свое слово неунывающий глава “Самрук-Казыны” Умирзак ШУКЕЕВ, да снесет ему птица Самрук золотые яйца.
Он тоже припомнил, как в “чистую среду” Голос свыше с неподдельным интересом вопрошал: “Ты молодой, образованный, в расцвете сил, тебе даны полномочия, тебе дана должность - и ты жалуешься, что тебя не слушают? Неудобно слушать. Кто не слушает, давай скажи? Кто Умирзака не слушает в “Самрук-Казыне”?” А растерявшийся глава Фонда народного благосостояния только и смог произнести: “Ну, там много интересов, просто мне одно слово ваше нужно - и все”.
От этих воспоминаний у Шукеева даже мурашки по спине пробежали, но он как ни в чем не бывало излучал счастье: ведь с его собственным благосостоянием - в отличие от национального - все в порядке.
“Мы договорились, чтобы до 1 февраля все дочерние компании закрыли свои представительства за рубежом. И останется всего три представительства - в Лондоне, Пекине и Мос­кве, общие на все компании”, - стараясь заглушить нотки грусти в голосе, отрапортовал глава “Самрук-Казыны”. Но самое главное счастливый страж благосостояния нации приберег для общения с журналистами.
Когда на следующий день ремесленники пера и диктофона спросили Умирзака Естаевича про астрономические (якобы) бонусы топ-менеджеров ФНБ, он менторским тоном выдал тираду, которую, должно быть, не раз репетировал перед зеркалом: “Мы же хотим, чтобы у нас работали менеджеры мирового класса. Кто к нам придет в страну, когда их бонусы обсуждают в прессе, парламенте. Это неприлично!..”
И тут всем в меру счастливым ремесленникам, а также их изнывающим от счастья читателям со зрителями стало ужасно стыдно за такие неприличные вопросы. Ибо в БСК каждый с детских лет знает: “Считать деньги в чужом кармане удобно, только переложив их в собственный”.
Дошло до меня также, что на том памятном заседании премьер-министр Масимов (хотя в “чистую среду” ему лично париться не пришлось) решил не отставать от своих коллег и поручил внести предложения по улучшению работы с инвесторами.
“В целом получается, что мы не всегда видим всю картину. Иногда получается так, что глава государства во время своих встреч и зарубежных визитов договаривается об очень хороших проектах, - начал свои дозволенные речи премьер, тут же добавив в картину темных тонов: - Потом де-факто этот инвестор не знает, к кому обратиться и, приезжая в страну, не может найти концов. И получается, что мы сами себя в такое не очень красивое положение...”
Премьер искал, но не нашел нужного слова, способного отразить всю некрасивость этого положения. Но всем и без этого слова было понятно: та еще картинка вырисовывается... Ибо не зря в БСК говорят штатные искусствоведы: “Чем хуже художник рисует, тем больше любит порисоваться”.
А еще говорят, что на селекторном заседании звонкоголосая вице-премьер Дарига НАЗАРБАЕВА, да не опустеет бокал пьющих за ее вокал, решила озаботиться судьбой едва живых от счастья безработных.
К счастью, ей нечего было вспоминать - она и без всяких “чистых сред” всегда чиста перед народом и перед Голосом свыше. Поэтому звонкоголосая без тени сомнения взяла самую верхнюю ноту.
“Недавно получили справку Генеральной прокуратуры, которая как раз проводила проверку на предмет исполнения целевого использования денег местными исполнительными органами власти, направленных на “Дорожную карту занятости-2020”, и проверка выявила довольно большое количество нарушений на местах, - поведала Дарига Нурсултановна и для полной ясности уточнила: - Это нецелевое использование денег - мошенничество, что говорит о том, что местные исполнительные органы власти недостаточно активно консолидируют работу в этой сфере”.
После этих слов вице-премьер, оглядев зачарованных слушателей, недвусмысленно заявила: местные исполнительные органы власти не должны перекладывать ответственность за нарушения на госорганы.
“Именно в областях сейчас реализуются семь госпрограмм, и четкость их исполнения и четкая адресность денег, которые направляются на эти программы, - исключительно в компетенции исполнения местных исполнительных органов власти, поэтому в связи с этим я бы просила вас какие-то выводы сделать и дать поручения”, - пропела звонкоголосая премьер-министру предложение, от которого невозможно отказаться.
Услышав эту призывную песнь, Карим Кажимканович без лишних слов отправился делать выводы, даже не пытаясь дать поручение своему заму. Ибо не зря в БСК говорят искушенные театралы: “Хорошему статисту суфлер не нужен”.

Рашид ГАРИПОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее