3184

Фёдор любецкий, актёр: Здравствуйте, дети! Я - Дед Мороз!

Больше сорока лет подряд Федор Иванович под Новый год перевоплощается в Деда Мороза. Да так удачно, что многие уверены: новогодний волшебник не может быть иным.

Главный Дед Мороз Семея в юности был трактористом-комбайнером. В Казахстан приехал из родной Молдовы по комсомольской путевке осваивать целину. А потом долго работал в милиции, в линейном отделе. Ловил карманников и сопровождал в поездах ценные грузы. Как это возможно, чтобы милиционер в 33 года стал актером областного Драматического театра им. Достоевского?
- Я долго разрывался между милицией и народным театром, где с нами, самодеятельными актерами, занималась народная артистка Казахской ССР Тина Ивановна ЗАГОСКИНА, - вспоминает Любецкий. - Под ее влиянием я все же рискнул претендовать на место в труппе настоящего профессионального театра! Это только подумать, из 133 человек прошел конкурсный отбор только я один. Старый (как мне тогда казалось) да еще милиционер. Помню вопрос одного из членов комиссии: “Вы ушли из милиции. А вдруг вы так же легко уйдете из театра?” Я в ответ: “Даже после выхода на пенсию не уйду!”
Свое слово Федор Иванович сдержал. Ему уже 74 года, а он до сих пор на сцене - уже 40 лет. За это время у заслуженного артиста РК было много ярких ролей. Но вот Дедом Морозом Любецкий стал еще в милиции.
- Когда мне предложили поздравить детишек наших сотрудников, у меня глаза на лоб полезли: “Какой из меня Дед Мороз?” Но меня слушать не стали - вывернули шиворот-навыворот шубу, присобачили бороду и взвалили на плечи мешок с подарками. Захожу в ленинскую комнату, а там елочка нарядная стоит и… дети с меня глаз не сводят. Я растерялся, не знаю, что говорить. Все-таки выдавил из себя: “Здравствуйте, дети! Я - Дед Мороз!” А они с таким радушием меня поприветствовали, что у меня страх как рукой сняло, и дальше все пошло по сценарию.
- Неужели уже тогда вы разработали сценарий?
- А то как же! В библиотеку пришел, спрашиваю: “Что-нибудь для Деда Мороза есть?” Основательно подготовился - разучил новогодние стихи и песенки.
В первый год работы в областном Драмтеатре им. Достоевского Федору Любецкому сказали: “Будешь Дедом Морозом!” С тех пор ни одна елка в театре не обходится без его участия. За сорок лет многое изменилось: теперь новогодний утренник называется интермедией. Одеяние Деда Мороза не красного цвета, а светло-голубого. Да и сами дети стали другими. “Более прагматичными”, - уточняет Федор Иванович.
- В Деда Мороза верят дети пяти-шести лет. С ними интересно, они так доверчиво открывают свои чистые сердца! А вот кто постарше, не хотят слушать ни Деда Мороза, никого… Как-то мальчик подходит: “Ты не Дед Мороз, а переодетый мужик!” Я ему: “Вот сейчас тебя волшебным посохом заморожу!” А его мама: “Пойдем отсюда. Ты все правильно сказал…”
- Какие подарки просят дети у Деда Мороза?
- Сейчас все современные! Кто смартфон просит, кто - планшет. Мальчик один: “Хочу машину!” Я протягиваю ему игрушечную машинку, а он: “Нет! Настоящую хочу, большую машину! Пока не вырасту, папа будет ее водить!” Сейчас дети пресыщенные. А раньше протянешь ребенку машинку или куколку - столько радости было!
- Какие вопросы задают Деду Морозу?
- Дети часто спрашивают: “Где твоя бабушка?” Отвечаю: “У меня внучка Снегурочка. А бабушка - дома. Кашу варит!” На самом деле мы давно с женой развелись. Сейчас живу один. Но детям это знать не нужно. Или вот вопрос: “А почему вы не на салазках приехали?” Я говорю: “Они там стоят, за домом!” - “Нет, - говорит. - Я в окно смотрела! Нет там салазок!” А я: “Значит, кто-то отогнал их дальше, чтобы салазки не загораживали проезд машинам!” Бывает, загадки такие загадывают, что стыдно вслух произнести. А вот один мальчик загадал такую мудреную загадку, что я гадал, гадал, потом не выдержал: “Сдаюсь!” А он: “Это покойник в гробу!”
- Дети пытались проверить, настоящий Дед Мороз вы или нет?
- Дети - никогда. А вот взрослые пытаются - в ресторанах после третьей рюмки!
В 70-е годы актер Любецкий получал маленькую зарплату - всего 70 рублей. А он был семейным человеком. Администрация театра входила в его положение. Поэтому под Новый год ему разрешали подрабатывать. Дедморозил сколько хватало сил.
- Бывало, набирал 15-20 елок! В организациях, на предприятиях, в ресторанах. А еще вызовы к детям на квартиру. Новогодних заработков хватало на то, чтобы мы с женой и дочкой полгода безбедно жили, ни в чем себе не отказывая, - вспоминает Федор Иванович.
И сейчас под Новый год у него от заказов отбоя нет. Но он старается большую часть передать коллегам-актерам.
- Молодежь мало получает. А я сейчас богатый Дед Мороз! У меня зарплата - 90 тысяч тенге и пенсия -
71 тысяча.
Верил ли Федор Иванович в Деда Мороза, когда был маленьким?
- Долго верил, до 11 лет! У меня было печальное детство. Родился в 1943 году. Помню, как ел оладьи из лебеды. От голода пухли ноги. Чтобы выжить, пробирался в лес и лазал по деревьям, отламывал сухие ветки. Если лесник увидит - забирает вязанку. Если нет - хворост продавал и покупал еду. На первой елке побывал в восемь лет. Как будто в сказку попал! С тех пор Новый год - мой любимый праздник. Мне Дед Мороз протягивает конфеты и игрушку, а я ему: “Найди мне папу!” Отца я так и не нашел. Но веру в чудо не потерял. В душе так и остался ребенком. Иначе я бы и не был Дедом Морозом.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть