4137

Чайковский. Он же Римский. Он же Корсаков

В Петропавловске обнаружились потомки бездетного композитора Чайковского. Генеалогическая ветвь идет от племянниц музыканта, в которых он души не чаял. И носят они фамилию... Римские-Корсаковы!

Жительница Петропавловска Наталья Римская-Корсакова (на верхнем снимке) не однофамилица, а дальняя родственница композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, представителя русского дворянского рода.

О принадлежности к древнему роду она узнала в юношестве: ее отец был ссыльным, попал в Петропавловск из Москвы в начале Великой Отечественной войны. Дворянское происхождение по понятным причинам в те годы тщательно скрывали, о нем знали лишь близкие родственники.
Зато сейчас потомки в разных уголках света, в том числе и во Франции, продолжают кропотливо изучать генеалогическое древо Римских-Корсаковых, открывая все новые факты биографии своих предков. Еще их дальнему предку Игнатию Римскому-Корсакову, жившему в XVII веке, удалось доказать, ссылаясь на труды античных ученых, что род Корсаковых происходит из Рима. Два столетия потомки римлян жили в Москве как Корсаки. А в 1677 году, когда Игнатий доказал право именоваться Римским, царь Федор Алексеевич издал указ “…по дозволению именоваться Римскими-Корсаковыми по происхождению их из пределов Римских”.
Но какое отношение Чайковский имеет к роду Римских-Корсаковых?
- Надо сказать, что Чайковский, гениальный композитор, был глубоко несчастным человеком. Музыкальные критики и друзья-музыканты долго не признавали его как композитора, - рассказывает Наталья Римская-Корсакова. - А для творческого человека важно признание. В 1879 году в книге “Галерея замечательных людей” была статья о Чайковском, где автор снисходительно написал: “Чайковский пока не написал ни одного удачного произведения, но дарование его развивается”. Это так оценить талант Чайковского, когда к тому времени уже были написаны пять опер, четыре симфонии, балет “Лебединое озеро”, Первый концерт для фортепиано с оркестром и многое другое!
Но, к счастью, в жизни Чайковского появилась покровительница его таланта, которая разглядела в нем гения и первая поставила его рядом с Моцартом. Это прабабушка жительницы Петропавловска Натальи Георгиевны Римской-Корсаковой - богатейшая вдова “железнодорожного короля” (так называли ее супруга Карла фон Мекка) баронесса На­дежда Филаретовна фон Мекк.

Она очень любила музыку и покровительствовала Московской консерватории по просьбе директора Николая Рубинштейна. Имела домашний оркестр, в котором играли преподаватели и студенты московской консерватории. Все ее дети получили домашнее музыкальное образование.
- Для дочери Софьи, моей бабушки, она выписала преподавателя из Парижа - выпускника консерватории Клода Дебюсси, - рассказывает Наталья Георгиевна. - Оказывала и материальную помощь композиторам, музыкантам.
Когда Надежда фон Мекк услышала музыку Чайковского, то попросила его прислать ей ноты. Потом поблагодарила письмом и выразила свои чувства, которые испытала от его музыки. Чайковский был тронут тем, что эта женщина передала в точности то, что он вложил в музыкальный текст. Началась переписка, которая продолжалась 13 лет и получила название “Роман невидимок”. Дело в том, что фон Мекк поставила условие, что они не должны встречаться. Эта дружба подкреплялась ежемесячной субсидией, которая позволила Чайковскому оставить работу в консерватории и заниматься только творчеством. Чайковский был очень благодарен Надежде Филаретовне и посвятил ей много произведений. В их переписке более 1200 писем. Дружба баронессы и композитора показана в библиографическом фильме “Чайковский” 1969 года. Именно благодаря Надежде фон Мекк породнился род Римских-Корсаковых и Чайковских.
- У Чайковского не было детей, и он всю свою любовь к детям отдал дочерям любимой сестры Александры, - рассказывает Наталья Георгиевна. - Мой дед, Алексей Римский-Корсаков, женился на дочери Надежды фон Мекк Софье, а брат Софьи Николай женился на племяннице Чайковского Анне Давыдовой. Ее отец Лев Давыдов - внук декабриста Василия Давыдова. Брат моего деда Николай Александрович женился на другой племяннице Чайковского - Вере Львовне, а когда она безвременно ушла из жизни, взял в жены ее сестру Наталью, еще одну племянницу Чайковского. То есть два музыкальных рода породнились, и в них вплелся еще один старинный род фон Мекк.

Те из дворян, кто дожил до революции и остался в России, были гонимы и подвергались репрессиям. Отец моей собеседницы Георгий Алексеевич Римский-Корсаков со своей семьей попал на север Казахстана.
В юности он окончил императорское училище правоведения, где учились почти все мужчины Римских-Корсаковых, фон Мекков и Чайковских. Училище готовило чиновников по юриспруденции для государственной службы. В Первую мировую войну он участвовал в боях в Восточной Пруссии.
- С революцией 1917 года в жизни отца наступил драматический период длиной почти полвека. Все имущество и имение Римских-Корсаковых были конфискованы, и начались преследования и репрессии, - рассказывает Наталья Георгиевна. - В конце 30-х годов был казнен его дядя Николай как враг народа. Рискуя собой, папа спасал от гибели большую часть ценнейшего исторического наследия - переписку Чайковского с фон Мекк, хранившуюся в репрессированной семье дяди. Он передал эти письма в Дом-музей Чайковского в Клину, сейчас они изданы в нескольких томах.
Во время паспортизации чиновник предложил Римскому-Корсакову укоротить фамилию. Так Георгий стал просто Корсаковым.
В начале войны в 1941 году с новой волной репрессий оказался с семьей в Петропавловске, где в ссылке жила его сестра Наталья с мужем.
Об этом периоде он оставил воспоминания “Война и тыл”, где описал свои первые впечатления о городе: “Моим глазам предстал удручающий, серый, тоскливый, щемящий сердце своим однообразием пейзаж, который не скрашивали и березовые перелески. Вокзал чистый, с красиво и аккуратно подстриженными кустами и красивыми клумбами цветов на перроне, был похож на станцию большого губернского городка где-нибудь на Украине. Однако никакого транспорта - такси, трамвая, автобуса или извозчика - здесь не оказалось. Первое непосредственное впечатление от Петропавловска было крайне неблагоприятное. Необыкновенная грязь, почти непреодолимые колдобины, лужи величиной с озеро, раздолье уток и гусей. Пасущиеся свиньи и коровы на улице, по которой мы ехали с вокзала, воскресили в памяти пейзаж гоголевской Руси”.
Жить пришлось в нечеловеческих условиях. Каменный полуподвал площадью 9 квад­ратных метров они делили с семьей беженцев. “Мы спали на топчане и кровати, а наши сожители - на полу, на соломе, без простыней и матрацев. Девушка справляла нужду здесь же на полу, а бабушка по старости и слабости вообще не вставала”, - писал в воспоминаниях Георгий Алексеевич.
Потомок великого рода, оказавшись в Петропавловске, очень тяжело переживал ссылку, но его армейская закалка, образование и воспитание помогли не только выжить, но и приложить свои способности в становление культуры края. Он организовал в Доме пионеров музыкальный кружок, который потом преобразовали в первую в городе музыкальную школу.
- Тогда же, в 1941 году, в город была эвакуирована из Курска музыкальная школа военно-ослепших граждан, где отец тоже преподавал историю музыки и гармонию, в разное время был завучем и директором. Когда открыли музыкальное училище, он ушел туда и работал до 78 лет. Потом переехал на родину в Москву и скончался в 1971 году в возрасте 81 года, - вспоминает дочь Наталья, которая родилась уже в Петропавловске, когда Георгий Корсаков женился во второй раз.
На севере Казахстана Георгий Алексеевич встретил других ссыльных - наследницу Шереметьевского дворца Ксению Сабурову, состоявшую в родстве с Лермонтовым, и правнучку Пушкина Наталью Воронцову-Вельяминову. Сабурову разлучили с мужем-англичанином, его отправили обратно в Англию, а ее - в Пресновку. А Воронцову-Вельяминову разлучили с мужем-поляком, его расстреляли, а ее с двумя детьми отправили в Пресновку. Сабурова торговала мороженым, а Воронцова работала на току и на ферме с быками. В Пресновке ссыльный Георгий Корсаков работал на летних каникулах ответственным секретарем в местной газете и тесно общался там с североказахстанским писателем Иваном Шуховым.
- Продолжать музыкальное дело отца досталось и мне. Все-таки гены - сильная вещь. Больше сорока лет я проработала в системе музыкального образования, в том числе директором музыкальной школы №2 и школы искусств “Жас дарын” в Петропавловске. Была председателем совета директоров музыкальных школ и школ искусств, - рассказала Наталья Римская-Корсакова, которая все же вернула двойную фамилию. В ноябре она планирует провести вечер, посвященный 125-летию памяти Чайковского.
- Изучение семейного древа продолжают братья по отцу Андрей и Дмитрий, которые живут в Москве, внучка композитора Татьяна Римская-Корсакова из Санкт-Петербурга и Жан-Пьер Римский-Корсаков - наш двою­родный брат, проживающий во Франции, - говорит Наталья Георгиевна. - Чтобы изучить родословную предков, он несколько раз приезжал в Россию. Недавно Жан-Пьер сообщил, что закончил электронный вариант древа, включив туда всех известных ему Римских-Корсаковых, оно насчитывает 543 фамилии. Мы с дочерью посмотрели и насчитали еще многих, кого он не указал…

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора и из семейного архива Римских-Корсаковых, Петропавловск

Поделиться
Класснуть