1365

Игра в классику

Известная казахстанская скрипачка Галия БИСЕНГАЛИЕВА и знаменитый британский пианист Джеймс КЕРБИ (на снимке) устроили настоящий праздник для ценителей классической музыки. Два дня они радовали своим творчеством алматинцев, а завтра выступят в театре “Астана Опера”. Между репетициями нам удалось пообщаться с музыкантами.

- Впервые я познакомился с Галией, когда она отметила свой первый день рождения, - улыбается Джеймс. - Я тесно сотрудничал с ее дядей Маратом и отцом Сагадатом БИСЕНГАЛИЕВЫМИ. Помню, тогда я сказал, что из нее получится замечательная артистка. И, как видите, не ошибся. Что мы будем выступать вместе, я даже не предполагал, но у нас получился отличный дуэт.
На концертах музыканты вдохновенно исполнили сложнейшие произведения Баха, Шопена, Лютославского, Равеля, Моцарта и Лоусона. А пьеса “Песня Орхидеи” и романс “Полет жаворонка” вызвали настоящий шквал аплодисментов, и после выступления публика хлынула за кулисы, чтобы поздравить землячку: в апреле Галия получила премию “Открытие” в Буэнос-Айресе, а 5 мая удостоилась высочайшей награды Royal Music Awards, которую в мире классической музыки сравнивают с “Оскаром”.
- Я всегда с радостью выступаю дома, - говорит Галия. - К тому же я по-прежнему солистка Казахской филармонии, где работал концерт­мейстером мой отец. Он погиб в 1989 году. Это был очень талантливый человек. Здесь трудилась и моя мама, которая сейчас работает главным менеджером Симфонического оркестра в Индии. Так что филармония для меня - дом родной.
- Как часто вы гастролируете?
- Концертов, гастролей очень много. Выступала в Европе, США, СНГ, Южной Корее, Латинской Америке, Индии. Поездки воспринимаю как отличную возможность показать культурный уровень своей страны и возможность постоянно развиваться. Музыканты - это ведь вечные кочевники. Я вообще думаю, что именно поэтому в Казахстане так много талантливых людей, потому что мы номады, нам это близко и понятно.
- На концерте я наблюдала, как вас тепло принимала алматинская публика. За границей реакция зала такая же или там зрители более сдержанные?
- В Казахстане, действительно, публика другая. Здесь всегда встречают тепло не только меня, но и других музыкантов. К примеру, в Англии зрители сдержанные. Там, как и во всем мире, на классику больше приходит взрослая публика, чопорная, консервативная. Они любят брать с собой партитуры, чтобы сверять по нотам, как по часам, все ли верно играешь, где и какие нюансы. Поначалу это вызывало у меня легкий стресс: боишься ошибиться, но сейчас привыкла. А вот в Латинской Америке, Бразилии и Аргентине нас, наоборот, очень эмоционально встречали.
- О, среди музыкантов есть свои профессиональные шутки на эту тему, - подхватывает разговор Джеймс. (К слову, он отлично владеет русским, преподает и участвует в жюри конкурсов пианистов в России.) - В Шотландии, к примеру, слушатели еще более сдержанные, чем в Англии. Играешь, душу вкладываешь, а они так спокойно хлопают, сухо. Думаешь про себя: что-то не так, не понравилась им игра. И только после понимаешь, что ошибся с выводами, когда они подходят, жмут руку, искренне благодарят: “Какой хороший концерт!”. Помню, был совсем молодым, когда впервые выступал в Голландии. Я был так доволен собой, увидев, как все дружно встают и хлопают: “Как здорово я сыграл!”. А друг мне потом сказал, что у них так всех артистов приветствуют, это традиция. Я даже расстроился. Музыканты, кстати, оценивают аплодисменты на языке музыки. Они могут звучать и тихо, и громко, и как волны. В Японии, например, аплодисменты сливаются в один электронный хор.
- Джеймс, вы педагог со стажем. Скажите, что лучше - играть от ума или от сердца?
- Мне ближе мысль, что нужен баланс - 50 на 50. И ум, и сердце должны быть уравновешены. Если играть только умом или только сердцем, это тоже перебор, не всем нравится слишком эмоциональная или рациональная игра. Да, в музыке много рационального начала, это целая наука со своими четкими законами ритма, гармонии, пропорций. И техника игры с прошлого века выросла фантастически. Сто лет назад мало кто мог сыграть концерт №3 Рахманинова, а сейчас каждый ребенок в музыкальной школе его сыграет, а ведь это сложное произведение. Главное помнить, что искренняя игра дойдет до любого сердца.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть