11343

А музыка звучит...

Алиби МАМБЕТОВ любит размышлять о генеалогическом древе его семьи. Сплетения ветвей превращаются в интересный орнамент. Например, двоюродный племянник ставит оперу “Абай” знаменитого деда в Германии. Легко догадаться, о ком идет речь, - это семья Жубановых. 

Алиби - сын Газизы Ахметовны ЖУБАНОВОЙ и режиссера Азербайджана МАМБЕТОВА (на правом снимке). Его племянник - Алан БУРИБАЕВ (на левом снимке). В каждом поколении этой семьи, как в зеркале, отразилась целая эпоха. Кстати, Алиби долгое время работал директором дома-музея Жубановых в Алматы, но потом предпочел заниматься творчеством, а не кабинетной работой. Музыку он пишет для души, для души же помогает поддерживать порядок в доме-музее, где постоянно нужно что-то чинить. Ведь в этом музее хранится множество уникальных предметов старины. Здесь есть и концертный фрак Ахмета Жубанова, и его рояль. Старый проигрыватель и пластинки тех лет. А в воздухе витают истории дома. Некоторые из них типичны для того поколения: как любил дед выращивать яблоки на даче и угощать ими всех, как собирал дома друзей, про которых спустя пару десятилетий скажут “цвет интеллигенции”, как за одну человеческую жизнь успел столько, сколько хватило бы целому министерству культуры. Есть и иные. Как взял под опеку пятерых детей своего репрессированного брата Кудайбергена ЖУБАНОВА, лингвиста и полиглота. Как коллегам не нравился его европейский склад ума. Жубанов унифицировал, приводил к единому стандарту народные инструменты, создавал оркестр с их использованием, чтобы играть не только народную музыку, в которой всегда видел скрытый симфонизм, но и произведения европейских классиков. А музыканты возмущались, утверждали, что таким образом разрушатся исторические традиции. Кроме того, знаменитый дед Алиби открыл филармонию, институт культуры, разделившийся впоследствии на музыкальное училище и консерваторию, школу для одаренных детей, создал первые хоровые коллективы. Изучал биографии народных исполнителей, привез в столицу исполнительницу Дину НУРПЕИСОВУ из Гурьева.
Все члены семьи Жубанова независимо от специальностей обладали потрясающими голосами. Домашние посиделки были немыс­лимы без пения любимых арий под аккомпанемент Розы Ахметовны.
Интересно, что Газиза, дочка, продолжившая дело отца и оставившая огромное музыкальное наследие, была совершенно иной по складу ума, чем отец. Он учился в Ленинграде и впитал характерный интерес к народной музыкальной культуре. Газиза получила образование в Москве. Ее вдохновляли самые смелые новации в музыке.
- Мама использовала настолько современный музыкальный язык, что и сейчас неподготовленный слушатель не поймет ее произведений, в лучшем случае дотерпит до конца, - говорит Алиби Азербайджанович (на снимке - с супругой Ляззат). - Она и писала о том, что трогало ее в настоящей жизни: балет “Хиросима”, симфония “Остров женщин” на поэму Расула Гамзатова. Папа, режиссер Азербайджан Мамбетов, тоже всегда ставил перед собой высокую планку. Мне очень жалко, что сейчас его спектакли сняты из репертуара Театра им. Ауэзова. Папа всегда говорил ученикам, что нельзя идти на поводу у зрителя. А мы сейчас, с одной стороны, идем на поводу у рынка, у идолов поп-культуры, с другой - слишком с большим пиететом относимся к мировым классическим штампам. Нам не хватает любви к самим себе, рожденным в этой стране, гордости за свою культуру. Я в свое время учился на скрипке, потом освоил еще несколько инструментов, пробовал рок играть в студенческой группе. Никогда не боялся сцены. Возможно, потому, что папа с детства брал меня с собой в театр, и я видел, что это обычная работа.
- Почему вы учились не в Моск­ве?
- Я остался здесь, потому что хотел учиться играть на домбре. Так и сказал маме, что совсем не знаю национальную музыку. Кстати, по композиции мама сама занималась со мной, и я очень обижался. В консерватории ей было некогда, она говорила, что позанимаемся дома, а дома тоже было некогда... Я рос болезненным ребенком и однажды понял, что не хочу больше болеть, что мне надо как-то окрепнуть, и...пошел в армию, чем очень шокировал родителей. Но это было мне на пользу. Правда, через некоторое время меня перевели в военный ансамбль. Я полагаю, произошло это не без маминого старания. Но все равно физические нагрузки даже там никто не отменял.
У Газизы Ахметовны и Азербайджана Мадиевича родилось пятеро детей, один умер маленьким. Сын Адай продолжил линию филологов в семье, Алия стала музыкантом, а Дина в свое время училась в школе для одаренных детей в Москве и теперь преподает в Академии музыки в Астане. Она известна как стабильный поставщик пианистов-лауреа­тов разных конкурсов. Вообще трудно перечислить всех потомков семьи Жубановых, продолживших династию. Среди них и солисты оперы, и педагоги, и исполнители, и композиторы. Самый известный из молодого поколения - Алан Бурибаев, которому Ахмет Жубанов приходится прадедом. Его родители - Шолпан ЖУБАНОВА, дочь химика Булата Жубанова, и Аскар Бурибаев, виолончелист, ныне руководитель ГАТОБ им. Абая. Кстати, у Алана есть брат Элмар. Он играет на виолончели, как и отец. В каждом поколении большой музыкальной семьи почти половина потомков выбирают профессии, связанные с музыкой, и достигают в своем деле больших успехов. Из пяти детей Жубанова двое стали музыкантами, из одиннадцати внуков пятеро продолжили династию, из пятнадцати правнуков - семеро.

Из досье 

- У композитора Ахмета Жубанова (на снимке) и его жены Науат было пятеро детей.
- Сыновья Булат и Каир стали химиками.
- Две дочери продолжили музыкальную династию: Роза стала талантливым педагогом по классу фортепиано, а Газиза - композитором с мировым именем.
- Еще одна дочь Ажар выбрала специальность биолога.

 

Наша справка

В алматинской квартире по адресу: ул. Карасай батыра, 61/67, где жил и работал Ахмет Жубанов, открыт музей. Время работы с 10.00 до 17.00. Телефон 8 (727) 272-63-69.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото из семейного архива ЖУБАНОВЫХ, Алматы

Поделиться
Класснуть