1820

Отступать некуда - позади “Русал”

Нанесенный в минувшую пятницу американцами новый санкционный удар по России может оказаться самым чувствительным

Нынешний раунд американских санкций - едва ли не крупнейший и самый серьезный с 2014 года, когда США начали вводить санкции против России. В список SDN, означающий полную изоляцию от финансовой системы США, внесены семь российских “олигархов” (в терминологии американского Минфина) с суммарным богатством $36,7 млрд. (по данным последнего глобального списка Forbes); мировой алюминиевый лидер UC Rusal рыночной стоимостью $9 млрд. и группа En+, успевшая провести IPO в Лондоне в конце прошлого года, руководители ВТБ, Газпромбанка и “Газпрома”, а также более десятка российских чиновников, в том числе министр внутренних дел, секретарь Совбеза, директор Росгвардии и глава Роскомнадзора.

Всего в список санкционных “изгоев” добавлены 24 человека и 14 компаний (см. таблицу справа). Активы физических и юридических лиц из списка SDN подлежат блокировке в американской юрисдикции, гражданам и компаниям США нельзя вести с ними бизнес; кроме того, физлицам запрещается въезд в США. Но принятый в прошлом году закон CAATSA делает положение россиян, попавших в список SDN, еще более тяжелым: теперь США следят за операциями таких лиц по всему миру и готовы наказывать их помощников из любых юрисдикций.
“Это, бесспорно, самое значительное санкционное действие против России с введения в 2014 году секторальных санкций”, - считает бывший старший советник OFAC (санкционное подразделение Минфина США) Брайан О’ТУЛ. Впервые под персональные санкции попали российские миллиардеры, не считающиеся членами ближайшего круга президента РФ Владимира ПУТИНА (Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ), не связанные напрямую с событиями на Украине или в Сирии, с предполагаемым вмешательством России в иностранные выборы или кибер­атаками.
Кроме того, закон CAATSA также распространил “токсичность” и на семьи лиц, попавших в список SDN. Теперь США могут наказать иностранцев и за то, что они помогают проводить транзакции близким родственникам лица под санкциями (это супруги, родители, братья/сестры, дети). “Ближайшие родственники уже на линии огня”, - говорит Волошин.
Выбраны мишени, у которых есть хорошо известные активы в западных юрисдикциях: Вексельберг; Андрей СКОЧ, а долей в 30% в USM Holdings (Британские Виргинские острова) формально владеет его отец, пенсионер Владимир СКОЧ. В список также попал Сулейман КЕРИМОВ, а его сын Саид КЕРИМОВ является бенефициаром Polyus Gold. Кстати, в январе “Полюс” предупреждал инвесторов в проспекте евробондов, что санкционный риск распространяется на “лица, аффилированные с компанией, или их членов семьи”.
Внесенные в список SDN компании Rusal и En+, подконтрольные Олегу Дерипаске (сам он тоже оказался в списке, причем назван там гражданином не только России, но и Кипра), являются публичными - их акции торгуются на западных биржах. “Я не видел прежде случаев, чтобы компания с международным листингом попадала в санкционный список США”, - признается глава аналитического подраз­деления Альфа-Банка Борис КРАСНОЖЕНОВ. “Санкции - это огромный удар по Дерипаске и Вексельбергу, которые отличаются большим международным присутствием”, - считает эксперт Atlantic Council Андерс ОСЛУНД.
Кстати, шесть из семи “олигархов”, внесенных в список SDN - Вексельберг, Скоч, Керимов, Дерипаска, Владимир БОГДАНОВ и Кирилл ШАМАЛОВ, фигурировали в январском “кремлевском докладе” США, в его открытой части. Седьмого - Игоря РОТЕНБЕРГА - там не было, но он мог быть включен в секретную часть доклада.
"Шаг беспрецедентный. Если бы это были просто лица с большим количеством наличности и недвижимости, это одно дело. Речь, однако, о крупных компаниях со множеством дочерних организаций, проектов, сотрудников и контрагентов”, - рассуждает глава французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж ВОЛОШИН. По его словам, теперь “от санкций не застрахован никто”.
Новые ограничительные меры существенно скажутся на российской экономике, считает основатель юридической фирмы Marks & Sokolov, бывший сенатор штата Пенсильвания Брюс МАРКС. Прежде всего, по его мнению, это связано с тем, что компании “большой тройки” участвуют в экспорте из России. “Это большие компании, в которых работает значительное число людей. На них очень серьезно повлияет невозможность использовать долларовую банковскую систему”, - сказал Маркс. Он уточнил, что компании не смогут иметь счета в долларах в западных финансовых институтах, а также участвовать в долларовых транзакциях. Кроме того, как считает эксперт, бизнесменам и компаниям не удастся оспорить введение санкций в американском суде или вернуть замороженные активы. “На практике опротестовывать санкции бесполезно”, - заключил Маркс.
“Под прицельным огнем новых санкций в России фактически оказываются десятки крупных, нередко градообразующих предприятий, работающих в ключевых отраслях экономики РФ: цветная металлургия и алюминиевая промышленность, машиностроение и автомобилестроение, электроэнергетика, сельское хозяйство, строительство, страхование”, - отметила “Немецкая волна”.
“Событие, произошедшее в пятницу, открывает новый этап в отношениях с западными странами. Мы оказались в новой реальности”, - считает бывший руководитель департамента Минэкономразвития Кирилл ТРЕМАСОВ. По российскому экспортеру нанесен беспрецедентно жесткий удар, что приведет к пересмотру кредитных рисков по всему корпоративному сектору, закрытию и сокращению лимитов на Россию, при этом многие, в том числе и локальные инвесторы, просто откажутся от инвестиций в еврооблигации российских эмитентов. “Правительству, разрабатывающему программу ускорения экономического роста, впору задуматься о наборе антикризисных мер”, - считает Тремасов. По его мнению, теперь под такой угрозой находятся практически все публичные (и не только) российские компании.
Новые санкции - это ответ на критику за “кремлевский доклад”, говорит Волошин (например, эксперты Atlantic Council называли подход администрации президента США Дональда ТРАМПА “издевательским”). В то же время администрация Трампа “демонстрирует свою готовность идти на геополитический риск даже там, где он высок”, отмечает эксперт.
Профессор финансов Хьюстонского университета Крэйг ПИРРОНГ считает, что такие санк­ции отчасти продиктованы внутриполитической потребностью Трампа показать, что он не находится под контролем у Путина, и отчасти - подлинным желанием определенных кругов американской бюрократии наказать Россию и Кремль. Но парадокс в том, что такие санкции могут стать “подарком” Путину, потому что “он хочет, чтобы эти люди (олигархи. - Ред.) возвращали капиталы в Россию - санкции как раз этому способствуют”, говорит Пирронг.
Перед Москвой теперь стоит сложный выбор, отмечает программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван ТИМОФЕЕВ: с одной стороны, это сильный удар, который трудно оставить без ответа; с другой стороны, зеркальный ответ будет значить подспудное принятие логики Вашингтона. “У России ограниченные возможности в плане ответного ущерба американской экономике. Можно принять какие-то политические меры, составить ответный список. Главное - не допустить бессмысленного реванша”, - уверен эксперт.
Еще до публикации “кремлевского доклада” Минфина США в январе в Кремле рассматривали среди прочих жесткий ответ: в том случае, если последующие за докладом санкции сильно ударят по российским активам и бизнесменам, в Кремле не исключали введения санкций в отношении американских компаний, работающих в России. “Речь идет об американских компаниях, которые работают в России, и активах, в которых есть американский капитал”, - рассказывал РБК источник, близкий к Кремлю.
РБК, “Независимая газета”

А тем временем

Понедельник начинается в... пятницу
Вчера компания UC Rusal Олега ДЕРИПАСКИ разместила на Гонконгской фондовой бирже сообщение, из которого следует, что компания может объявить технический дефолт из-за введенных против нее санкций. После этого сообщения акции компании упали на 41%, сообщил Reuters.

После вчерашнего падения котировок акций рыночная капитализация компании составила 42,3 млрд. гонконгских долларов ($5,39 млрд.). С момента объявления об американских санкциях падение капитализации составило $3,6 млрд.
Отметим, что в пятницу после объявления решения Минфина США акции компаний Дерипаски продемонстрировали резкое снижение. Компании Rusal и EN+ по итогам торгов 6 апреля потеряли $2,85 млрд. капитализации. На Московской бирже акции EN+ Group обвалились на 17,93%, акции UC Rusal - на 17,73%. UC Rusal потеряла более 92 млрд. руб. капитализации (около $1,6 млрд., до $7,4 млрд.), в то время как суммарная стоимость акций En+ опустилась на $1,25 млрд., до $5,7 млрд. По оценкам Forbes, именно Дерипаска оказался в наи­более невыгодном положении из всех российских миллиардеров, включенных в список. На пике падения акций его состояние сократилось на $960 млн., или более чем на 15%.
Сам же Олег Дерипаска в пятницу заявил РБК, что считает “основания для включения в санк­ционный список США необоснованными, смешными и абсурдными”. “Я собираюсь отпраздновать православную Пасху в воскресенье и затем проанализировать возникшую ситуацию с нашими адвокатами в начале следующей недели и дать некоторые комментарии”, - передал слова миллиардера его представитель.
РБК

Поделиться
Класснуть