2535

Чтобы посадка была безопасной

Аскар МУРАТБАЕВ: Работу аэропортов Казахстана требуется привести в соответствие с международными стандартами

В предыдущем номере газеты мы рассказали об очередном скандале в сфере гражданской авиации: служба экономических расследований комитета госдоходов Минфина выясняет обстоятельства использования почти миллиарда тенге, выделенного на разработку методологии управления аэропортами. Инструкции и правила были написаны швейцарскими консультантами ТОО “AMG”, однако они мало чем отличаются от требований, уже применяемых в казахстанских воздушных гаванях (см. “Готовимся к посадке?”, “Время” от 11.5.2017 г.). За что же иностранцам заплатили 973 миллиона тенге? На этот вопрос отвечает генеральный директор ТОО “AMG” Аскар МУРАТБАЕВ.

- Служба экономических расследований возбудила уголовное дело в отношении руководителей ТОО “AMG” по подозрению в хищении около миллиарда тенге при разработке методологии управления аэропортами. По версии следствия, разработанные по заказу AMG инструкции и положения очень сильно похожи на действующие в Казахстане нормативно-правовые акты по работе аэропортов. В чем же уникальность документов, разработанных при участии швейцарских консультантов?

- В сентябре 2013 года акционерным обществом “Национальная компания “Казақстан темір жолы” был подписан меморандум со швейцарской компанией, имеющей значительный опыт в управлении аэропортами, являющейся владельцем и оператором аэропорта Цюриха, для приведения деятельности казахстанских аэропортов в соответствие с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а в 2014 году было заключено соглашение о разработке и передаче методологии управления аэропортами (МУА).
Из запланированных семи лет работа фактически велась только два года, в течение которых AMG при поддержке более 15 экспертов аэропорта Цюриха ознакомилось и проанализировало состояние шести государственных аэропортов, переданных в доверительное управление AMG, с целью идентификации недостатков по различным областям аэропортовской деятельности, после чего экспертами были подготовлены рекомендации, проводились проверки аэропортов по вопросам обеспечения безопас­ности и реализации этих рекомендаций.
При поддержке экспертов были разработаны 33 документа, представляющие МУА и включающие в себя руководства, инструкции по наиболее проблемным областям, выявленным в аэропортах, включая содержание, техническое обслуживание объектов инфраструктуры аэропортов, систему управления безопасностью полетов (СУБП), обеспечение мер авиационной безопасности, прочую эксплуатационную деятельность в аэропортах.
Оказывалась и поддержка по внедрению МУА.
При этом стоимость работы экспертов складывалась по большей части из консультационных услуг, а затраты по разработке самой МУА являются в бюджете соглашения наименьшими.
По своему определению МУА, разработанная ТОО “AMG”, не является нормативным правовым актом, а представляет собой сборник эксплуатационных документов аэропортов.
Для пояснения следует отметить, что в авиационной отрасли существует четкая иерархия регламентирующих документов.
1. Конвенция о международной гражданской авиации, включая 19 приложений (стандартов ИКАО), ратифицированная Казахстаном в 1992 году.
2. Национальное законодательство в сфере использования воздушного пространства и деятельности авиации, основанное на Конвенции ИКАО.
3. Эксплуатационные процедуры организаций гражданской авиации (включая аэропорты) - внутренние документы организаций, регулирующие их деятельность, основанные на национальном законодательстве и на конвенции ИКАО.
Таким образом, МУА относится к третьей группе документов, регламентирующих внутреннюю деятельность аэропортов в соответствии с законодательством Казахстана и международными стандартами ИКАО.
По результатам мониторинга 2014 года казахстанской системы контроля за безопасностью полетов гражданской авиации ИКАО установила, что нормативные правовые акты республики для аэродромов только на 60% соответствовали требованиям стандартов ИКАО, хотя эти требования являются минимальными. При этом у эксплуатантов аэродромов также были выявлены недостатки или отсутствие эксплуатационных процедур безо­пасности.
Поэтому ТОО “AMG” при поддержке экспертов были разработаны документы по СУБП, которая полностью отсутствовала в аэропортах, причем отсутствовала и программа безопасности полетов гражданской авиации Казахстана (разработана лишь в 2016 году).
Для персонала служб аэропортов были разработаны инструкции по авиационной безопасности, которые регламентировали практическую реализацию требований законодательства страны и стандартов ИКАО, раскрывали вопросы, не учтенные законодательством Казах­стана.
Кстати, в 2017 году состоится повторный аудит ИКАО государственной системы контроля за авиационной безопасностью, в ходе которого будет оценена степень устранения замечаний уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, в том числе в части нормативных правовых актов, программ, инструкций и процедур авиационной безопасности аэропортов.
- ТОО “AMG” потратило большие деньги на разработку этих документов. Означает ли это, что управляющая компания недовольна теми нормативно-правовыми актами, которые сейчас применяются во всех аэропортах Казахстана?
- К нормативным правовым актам в сфере гражданской авиации республики есть требования, четко установленные ИКАО, и задача уполномоченного органа в сфере гражданской авиации обеспечить такое соответствие. Валидация ИКАО в 2014 году, повторю, показала только 60% соответствия международным стандартам в аэродромной деятельности.
Среди прочих замечаний инспекторами ИКАО было отмечено, что работа по выявлению расхождений в авиационном законодательстве республики требованиям стандартов ИКАО не налажена должным образом.
При этом требуют значительной доработки нормативные правовые акты в области управления безо­пасностью полетов, авиационной безо­пасностью, в части вопросов выявления факторов опасности, угроз, оценки связанных с ними рисками, реализации программ контроля качества как на государственном уровне, так и на уровне организаций гражданской авиации.
ТОО “AMG” тесно работает с комитетом гражданской авиации по решению указанных проблем путем разработки предложений по внесению изменений, дополнений в существующие, а также разработки проектов новых нормативных правовых актов, разрабатывает инструкции, руководства, технологии для аэропортов, используя стандарты ИКАО, лучшие мировые практики и рекомендации в области гражданской авиации (IATA, ACI).
Большинство внутренних документов, которые использовались аэропортами, были разработаны еще в советское время, и это не значит, что они плохие, просто большинство из них утеряло свою актуальность в быстро меняющейся авиационной индустрии.
- Могли ли все восемь казахстанских аэропортов, находящихся под управлением ТОО “AMG”, обойтись без внедрения новых инструкций и продолжить работать по правилам и положениям, утвержденным уполномоченным органом в лице КГА?
- Внедрение инструкций, руководств, технологий, разработанных ТОО “AMG”, не означает, что аэропорты AMG работают теперь вразрез или не по национальному авиационному законодательству. Законодательство по своей природе является директивным, а разработанные документы дают описание практической реализации требований законодательства с учетом специфики аэродромов, а кроме этого раскрывают вопросы, не охваченные законодательством Казахстана, учитывают требования стандартов ИКАО, лучшие мировые практики и рекомендации в области гражданской авиации.
Таким образом, разработанные ТОО “AMG” методологии управления аэропортами по смысловому содержанию дополняют нормативные правовые акты.
- Какую пользу принесла внедренная методология управления аэропортами восьми вашим аэропортам? Улучшились ли финансовые показатели, уменьшилось ли время обслуживания пассажиров, сократилось ли время подготовки самолетов к полетам, уменьшилось ли число происшествий, повысилась ли авиационная безопасность?
- Системная работа, проводимая ТОО “AMG” по разработке, реализации, совершенствованию технологий аэропортовской деятельности, в конечном счете повышает осведомленность и ответственность персонала, повышает уровни безо­пасности полетов и авиационной безопасности в аэропортах, снижает количество сбойных и аварийных ситуаций, а значит, и риски угрозы жизни и здоровью пассажиров, экипажей и персонала.
В результате проведенной работы с 2014 по 2016 год в аэропортах AMG не было значительных авиационных событий (другими словами - нештатных ситуаций. - М. К.).
Все аэропорты AMG имеют действующие сертификаты годности аэро­дромов и организации досмотра служб авиационной безопас­ности.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы


Поделиться
Класснуть