3530

Больного нарумянить, операцию отложить

Новая редакция Налогового кодекса переводит его содержание из “красной” зоны в “черную”

Правительство одобрило проект нового Налогового кодекса, и с 1 января мы будем жить уже по нему, если его утвердит парламент. Эта новость могла бы стать сенсацией. А стала достаточно заурядным информационным сообщением. Почему? По двум причинам. 

Во-первых, старый кодекс тоже почти ежегодно обновляется, иногда по нескольку раз. Стоит где-то в каком-то законе “поправить” что-то, связанное с налогообложением, как соответствующие вставки, изменения и дополнения, выделенные красным, переносятся и в кодекс. И если мы с вами откроем официальный текст, там красного уже почти столько, сколько и черного, - в самый раз элементарно все подравнять.
Во-вторых, сами разработчики подчеркивают, что революционных изменений в структуре налогов и налоговых ставок не предвидится, обновление направлено на защиту добросовестного налогоплательщика, стимулирование малого и среднего бизнеса и некоторых важных (геологоразведка, например, и автопром, в поддержку которого мы с вами недавно высказались) секторов экономики, а также упрощение администрирования.
Надо сказать, что и до того регулярно вносимые поправки тоже (тут я опираюсь на мнение одного опытного бухгалтера как раз из сферы МСБ) реально улучшали и упрощали налоговый процесс, и в этом направлении прогресс за последние годы очевиден.
Вот и сейчас, если судить по анонсу, новшества направлены в ту же сторону.
Отменяются штрафы и пени. Нет, не совсем, конечно, но ситуация, когда предприниматель виноват априори, будет выправляться на такую, когда неясности и неточности толкуются в пользу налогоплательщика. Сокращается количество налоговых проверок.
А еще одной интригующей новой фишкой становится альтернативный режим налогообложения - режим фиксированного вычета. Предприниматели смогут вычитать (относить на затраты) половину своей выручки. Интрига здесь не только в том, как это станет работать, но и в самом - весьма странном - развороте фискалов. До этого они упорно, год от года, приучали даже малый бизнес к полному документированию всех и всяческих затрат, добивались появления кассовых аппаратов в самых захудалых торговых точках, придумали уже онлайн-кассы, передающие через Интернет сведения непосредственно им. Словом, чуть-чуть осталось до всеобщего охвата электронными накладными. И вдруг обратный ход...
Впрочем, с причиной “обработки” по ходу дела разберемся, а пока констатируем: новации в целом полезные, флаг в руки разработчикам!
Осталось порассуждать как раз о том, что не затронул новый кодекс. Замечательно, конечно, что в столь сложном и тонком деле обошлось без резких изменений, но… изменения-то назрели! А чтобы понять, о чем речь, посмотрите на таблицу.

Положение драматическое: классическим способом - через налоги - покрывается лишь 59 процентов, а целых 39 процентов обеспечивается трансфертом из Национального фонда. Притом - и это центральный драматический момент! - Нацфонд пополняется существенно меньше, чем расходуется. Так, при утвержденном на этот год трансферте из него в бюджет - $4,4 млрд., тем же законом о бюджете утверждены поступления от сырьевиков, направляемые в Нацфонд, - всего 1,57 млрд. Результат: год Национальный фонд начал с запасом $62,9 млрд., к сентябрю осталось $57,9 - еще почти пять миллиардов долларов за полгода долой.
Теперь представьте: за счет зарплаты вы сводите свой домашний бюджет только на 60 процентов, а недостающие 40 берете из заначки. Комфортно так жить?
Нет, так, конечно, можно протянуть год, два, даже пять, если повезет. Пока выручает накопленный солидный запас Нацфонда и хоть какая-то доходность - минимальная в долларах, но довольно заметная в тенге. Тем более, на фоне девальвации, арифметически раздувающей счет в нацвалюте. Однако почти неизбежное обострение мирового кризиса может это великолепие неожиданно и очень неприятно “схлопнуть”.
Заметьте, неналоговые поступления вообще малы, в том числе поступления от еще не полностью распроданного госсектора: от дивидендов, арендной платы, той же приватизации - сущие копейки. Штука в том, что государственная (как бы) часть экономики ударно работает не на государственный, а на собственный карман. И этот вопрос пора ребром ставить перед всеми нашими самруками да байтереками.
Возврат НДС: когда государство стимулирует так высокотехнологичный экспорт - это разумно, у нас же гигантские суммы выплачиваются на поощрение вывоза природного сырья, это против национальных интересов и разрушительно для бюджета.
Еще одна диверсия - накопительная пенсионная система: мимо бюджета ежемесячно уходят 10-процентные отчисления каждого работающего. А эти суммы, между прочим, сопоставимы с затратами на все образование! Мало того, поскольку фондового рынка у нас фактически нет, постольку деньги вкладываются в заемные бумаги Минфина, создание доходности которых тоже выводит из бюджета сотни миллиардов.
Короче, новая версия Налогового кодекса - что-то вроде марафета для тяжелобольного: щеки подрумяним, пижаму выстираем, но позволит ли это отложить операцию?

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее