3902

Продуктивная показуха

Правительство активно реализует программу поддержки занятости, отражая в отчетах выполнение и перевыполнение

     Правительство подвело итоги реализации программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства за 10 месяцев 2018 года. Министр труда и социальной защиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА доложила: в 2018-м на реализацию программы выделено 112,9 млрд. тенге, до конца года планируется охватить мерами содействия занятости 571 тыс. граждан. По состоянию на октябрь охвачено более 563 тыс. граждан, или 99% от плана на год. Из них трудоустроено 458 тыс. человек, в том числе на постоянные рабочие места 327 тыс. человек, или 71%.

По направлению “массовое обучение по востребованным квалификациям и навыкам” к бесплатному обу­чению приступили 20 тыс. молодых людей, или 99% от плана на год. Еще 40 тыс. направлено на краткосрочное профессиональное обучение, что составляет 107% от годового плана. А из завершивших краткосрочное профессиональное обучение трудоустроено 18 тыс. человек.
Второе направление нацелено на развитие массового предпринимательства. В рамках микрокредитования на селе и в городах по состоянию на октябрь освоено 42 млрд. тенге, в том числе 31 млрд. на селе и 11 млрд. тенге в городах. Всего с начала года выдано 9801 микрокредит, или 70% от годового плана, из них на селе - 8778, в городах - 1023. Из числа выданных микрокредитов на поддержку стартап-проектов пришлось 6717, на развитие нового направления якорной кооперации - 620, на расширение собственного дела - 2464. Получателями микрокредитов дополнительно создано 9117 рабочих мест.
Третье направление - субсидирование рабочих мест: трудоустрое­но 128 тыс. человек, или 136% от плана на год, из них на социальные рабочие места - 22 тыс. (125%), на молодежную практику - 26 тыс. (123%) и на общественные работы - 80 тыс. (107%). Посредством электронной биржи труда трудо­устроено порядка 336 тыс. человек.
Наряду с этим для повышения мобильности трудовых ресурсов из трудоизбыточных южных регионов переселено 1488 семей, или 4925 человек.
Далее по своей части отчитались министр национальной экономики, министр образования и науки и первый вице-министр сельского хозяйства. Все отчеты - о выполнении и перевыполнении планов.
Там же председательствующий премьер Бакытжан Сагинтаев напомнил членам правительства, что эффективность программы должна оцениваться и с точки зрения роста доходов населения, но в таком разрезе никто не отчитался. Видимо, это уже для следующего отчетного заседания, а потому мы, забегая вперед, вправе поставить вопрос: а чего в конечном счете можно добиться в рамках этой самой программы развития продуктивной занятости?
Допустим, всех, кого можно было, выучили или переобучили, всех готовых поменять Южный Казахстан на Северный, переселили, все кредиты и субсидии раздали... Что в итоге?
Итог, само собой, упрется в лучшем случае в оптимальное заполнение нынешней структуры труда в Казахстане - самими по себе учебными программами или мини-кредитами количество реально существующих рабочих мест радикально не увеличишь. Тут все просто: пока существует гос­программа и под нее выделяются деньги, существует и неплохая отчетность. Прекрати же финансирование - все уйдет, будто и не было. Поэтому важны не цифры охвата, а возможность заполнения структурных белых пятен на казахстанской карте занятости и создание действительно новых трудовых ниш.
Структура же, если верить данным комитета по статистике, такова: население (на середину 2018 года) - 18,3 млн. человек, в экономике занято - 8,6 млн. Из них наемных работников - 5,8 млн. и самозанятых - 2,1 млн. человек. Цифры из разных таблиц не совсем бьются между собой, но в целом картина достаточно понятная.
Но (внимание!) есть еще такой статистический показатель, как “списочная численность работников”, применяемый в связке с данными по заработной плате по отраслям и регионам. То есть, надо полагать, это относится к тем предприятиям и организациям, где есть отдел кадров и бухгалтерия, а также налажен соответствующий кадровый и налоговый учет. Так вот, по штатным расписаниям там лишь 3,7 млн. рабочих мест для казахстанцев, фактическое же заполнение - 3,5 млн., или всего 40% от занятых в экономике. Остальные, выходит, немножко предоставлены самим себе. Такая статистика пугает, хотя, если судить по еще в два раза меньшему числу более-менее регулярных плательщиков взносов в ЕНПФ, данные о трех с половиной миллионах официально трудоустроенных даже слишком оптимистичны.
Короче, программа развития продуктивной занятости должна иметь в своем ядре не абстрактное, ни к чему не прицепленное массовое предпринимательство, а простую и понятную задачу создания в Казахстане еще как минимум трех миллионов постоянных, вписанных в базовую структуру занятости рабочих мест.
Небольшой обнадеживающий пример на этот счет - программа Минсельхоза по развитию экспорт­но ориентированного мяс­ного животноводства. Еще в первую пятилетку ФИИР было преду­смотрено создание современных крупных откормочных площадок, сейчас их более десятка. А на данном этапе решается задача организации вокруг этих площадок сети фермерских хозяйств, специализирующихся на содержании от 50 до 150 голов породистого молодняка, сдаваемого потом на откорм. Не уверен, что получится, поскольку здесь усматривается не столько структурирование села под технологии крупного товарного животноводства, сколько, на­оборот, подстраивание современных технологий под нашу сельскую постприватизационную натурально-товарную раздробленность.
Тем не менее давнишние разговоры о возрождении кооперации на селе в данном случае имеют конкретное наполнение - заранее понятно, что должно стать для нее якорем. Имеются источники финансирования, механизмы и каналы реализации, и, если получится, Министерство сельского хозяйства вместе с “КазАгро” сможет отчитаться о своем конкретном вкладе в продуктивную занятость.
Но, повторю, это важный по содержанию, но не слишком масштабный по численности пример. Масштаб же реального решения проблемы должен быть такой: хотя бы по 200 тысяч новых рабочих мест каждый год. А это означает способность правительства составлять долгосрочные планы создания вполне конкретных производств, иметь под них источники финансирования и механизмы реализации.
В противном случае вся продуктивная занятость так и останется в основном в рамках госаппарата и структур по освоению выделяемых средств, фактически выливаясь в продуктивную… показуху.

Пётр СВОИК, фото с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть