6988

Шокирующая весть облетела в минувшие выходные Казнет: покончила с собой похищенная невеста. Как сообщили СМИ, актюбинскую студентку - по уточненным данным, ее звали Данара КАЙЫП - якобы четыре месяца назад украл парень из Атырау. Родственники девушки ждали приглашения на свадьбу, а вместо этого получили сообщение с требованием забрать тело. Причина смерти пока неизвестна, однако у полицейских есть основания подозревать, что девушка наложила на себя руки: по информации пресс-службы ДВД Атырауской области, дело возбуждено по статье 105 (“доведение до самоубийства”) УК.
Это, увы, далеко не первый случай, когда похищение невесты оборачивается трагедией - достаточно вспомнить историю, когда похитители вместе со своей жертвой попали в аварию, погибли в ней, а 21-летняя девушка осталась инвалидом. Впрочем, даже без таких эксцессов похищение невест принимает масштабы едва ли не социальной эпидемии - о новых случаях становится известно чуть не еженедельно. Что же происходит в нашем социуме, взявшем курс на модернизацию общественного сознания?

Марианна ГУРИНА, президент общественного фонда “Улагатты жануя”:

- Кажется, что в XXI веке похищение невест невозможно, но в реальности это, увы, существует! Они не имеют возможности продолжать учебу, у них нет шанса на нормальную светскую жизнь. На них надевают платок, заставляют рожать, и никто не спрашивает, любит ли она своего “избранника”. “Что поделаешь, обычай, традиция...” - обреченно вздыхают родственники. Это чудовищно, так не должно быть! Каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы этого не происходило, а не занимать созерцательную позицию. Если мы знаем такие истории, мы не должны молчать. Каждый из нас, кто знает о таких случаях, должен хотя бы позвонить на телефон доверия, и это, возможно, предот­вратит страшную трагедию. Даже вот такое неравнодушие сможет что-то изменить.

Маргарита УСКЕМБАЕВА, психолог, руководитель общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”:

- В прошлом году мы проводили пилотное исследование по гендерно чувствительному бюджетированию, и одной из групп, которую мы рассматривали, были 40-50-летние женщины, рано вышедшие замуж. Рано - это значит до 18 лет. Как оказалось, большинство из них были украдены. Мы выясняли, в каком положении эти женщины находятся сегодня.
Как правило, это многодетные матери, которые в основном воспитывают своих детей одни. Мужей по разным причинам рядом с ними уже нет, семьи не сложились. То есть произошедшая в юности кража невесты не была гарантом стабильных зрелых отношений, не способствовала созданию устойчивой семьи. Эти женщины сейчас одиноки, на их попечении дети, на которых они получают пособия и таким образом существуют. Почему они в свое время не воспротивились похищению? Потому что “уят болады”, отвечают. Думаю, они просто не понимали, как можно обойти эту традицию и сохранить лицо, не потерять свой статус. Ведь считается, что раз девушка побывала в доме жениха, то все - кому она теперь нужна? Поэтому молодые женщины смиряются со своей участью и остаются.
Не возмущаются еще и потому, что не знают свои права, не знают, что в отношении них совершено уголовное преступление и что похитившие ее должны нести наказание. Не уходят еще и потому, что положено иметь статус замужней женщины, надо воспитывать детей, которым нужен отец, и т.д. Как правило, эти женщины не имеют устойчивой экономической позиции, они чаще всего необразованны и не могут самостоятельно себя обеспечивать. Экономическая зависимость женщины - кстати, и в вопросах бытового насилия тоже - вынуждает ее принимать эти условия, в которые она попадает.

Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:

- Такой традиции - похищение невесты - у казахов никогда не было! Это выдумано кем-то, это люмпенизация сознания. Не знаю даже, как сказать... В нашей культуре нет такого, чтобы человека похищали против его воли. Даже наш родной язык об этом свидетельствует. Родители не могут сказать: менiн кызымды урлап алып кеттi (у меня похитили дочь). Нет такого выражения! Казахи говорят: кызды кашып кеттi.
У казахов есть обычай “бiрге кашу”, под которым понимается совместный побег невесты и жениха от родителей. Это процесс, который происходил исключительно с согласия самой девушки. То есть невеста говорила парню: я выйду к ручейку в такое-то время и ты меня увезешь отсюда, потому что меня выдают замуж за нелюбимого!
В настоящее время так называемое похищение используется как способ сокращения свадебных расходов. И делается это, как и в старину, с согласия девушки. Например, она выходит из дома под предлогом, скажем, в библиотеку, жених сажает ее в машину, они едут к нему домой, а потом посылают гонца к родителям невесты и говорят: все, свершилось! Такие этапы, как куда тусу, сыргак салу и кыз узату, просто выпадают.
А когда человека крадут против его воли - это уголовная статья “похищение человека”. Надо просто использовать закон по полной программе!

Джохар УТЕБЕКОВ, адвокат:

- Похищение девушки в качестве невесты не является каким-то отдельным преступлением, а входит в состав “похищение человека”. Чаще всего оно совершается группой лиц по предварительному сговору. И наказание тут предусмотрено от 7 до 12 лет лишения свободы. Наказание, на мой взгляд, достаточно суровое, и требовать его ужесточения смысла нет никакого.
Как это часто у нас бывает, проблема не в законах, а в их применении. И в нашем случае не все так просто. Во-первых, эта преступность очень высоколатентная: похищенные девушки или их родственники обращаются в полицию в единичных случаях. А во-вторых, те дела, когда все-таки обращаются, не расследуются должным образом. Можно по пальцам одной руки пересчитать дела, которые доходят до суда. Но и в суде они не находят надлежащего понимания. Если при обычном похищении стандартные сроки заключения составляют 8-9 лет, то здесь не редкость условные сроки.
Это говорит о том, что есть проблема как среди самого населения - люди не воспринимают это как тяжкое преступление, которое очень сурово наказывается, так и среди правоприменителей - в следствии, прокуратуре и даже суде, которые не считают данное преступление серьезным.
К сожалению, нет должного внимания к этой проблеме и со стороны правозащитных организаций, в том числе международных. Они в большей степени акцентируют внимание на торговле людьми, рабстве, а похищение невест выбивается из поля зрения таких организаций.
- И как же, на ваш взгляд, решать проблему?
- Об этом должно чаще говорить само общество. Надо требовать, призывать к ответу наши правоохранительные органы. Думаю, проблема в первую очередь в правоохранительных органах и их низком уровне правосознания. Почему не осуществляется должным образом уголовное преследование? Общество должно добиваться, требовать наказания в каждом подобном случае. И определенная часть общества уже требует, так что я не хотел бы все списывать на слабую правовую культуру народа.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа Егорова, Владимира Заикина и с интернет-ресурсов, Алматы

Когда номер был готов к печати

Что же это было?

Нашему корреспонденту в Актюбинской области удалось связаться с двоюродным братом Данары КАЙЫП Алтаем, который сообщил: его сестра действительно покончила с собой, но ее... никто не похищал.

- Она ушла по собственной воле, ее никто не похищал, - сказал Алтай, отказавшись назвать свою фамилию.
По его словам, 21-летняя Данара училась в Актюбинском сельскохозяйственном колледже и вместе со своим молодым человеком уехала в Атырау. Несколько раз общалась со своими родителями по телефону и говорила, что у нее все хорошо.
- После того как она уехала в Атырау, никто со стороны жениха к нам не приезжал, и мы не ездили, - отметил Алтай. - Мы не знаем парня, за которого она собиралась выйти замуж.
Тем не менее, заметил он, родственники Данары ждали свадьбы.
Что побудило девушку наложить на себя руки, неизвестно. Предсмертную записку она не оставила.
- Пока ничего неизвестно. Брать на себя грех обвинять кого-то мы не можем. Пусть во всем разберутся соответствующие органы, - завершил наш разговор Алтай.
От других комментариев родственники Данары Кайып пока воздерживаются, но отметили, что в ближайшее время, возможно, сделают некое заявление для прессы.
Данару уже похоронили, поминки состоялись в минувшую пятницу.
“Время” постарается выяснить все подробности этой странной истории.

Кстати

- В ОО “Центр поддержки женщин города Актобе” ежегодно обращаются с различными проблемами более 600 женщин, сообщила “Времени” руководитель этого общества Айгуль ДУЙСЕНОВА.
- С начала этого года в регионе было зарегистрировано два случая похищения девушек в качестве невест, сообщила “Времени” инспектор подразделения по защите прав женщин ДВД Актюбинской области Альмира АККАТОВА: “Один случай пока еще расследуется, материалы по второму переданы в суд”.
- Помимо этого, по данным полиции, с начала года в Актюбинской области было зафиксировано 55 попыток самоубийства женщин. В 24 случаях, к сожалению, не удалось спасти. Причины, по которым женщины решились наложить на себя руки, разные. “Но по сравнению с прошлым годом снижение составило 40 процентов. Это результат профилактических бесед, тренингов и семинаров. Мы крайне редко сидим в кабинетах, все время встречаемся с женщинами, проводим с ними психологическую работу и, главное, пытаемся донести до них: есть куда и кому звонить в трудную минуту”, - прокомментировала Альмира Аккатова.

Антон МОЛДИН, Актобе


Поделиться
Класснуть

Свежее