11677

Доверяй, но поверяй

   Фоторадары КРИС-П, фиксирующие нарушения ПДД в Алматы и Шымкенте, как минимум два года не проходили нормальных поверок по стандартам завода-изготовителя

   С 2015 года на вооружение полицейских Алматы, а с 2017-го их коллег из Шымкента поступила абсолютно новая техника - передвижные фоторадары КРИС-П, которые могут фиксировать превышение скорости автомобиля и распознавать номерные знаки машин. Приборы, по виду напоминающие фотоаппараты столетней давности, устанавливают в тех местах, где нет стационарных камер. Автовладельцы, забывающие о правилах дорожного движения, начали получать “письма счастья” - постановления о наложении крупных штрафов. Одним словом, польза от КРИС-П вышла двойная - и бюджет пополняется, и порядка на дорогах больше.

   Однако алматинец Тимур НИГМАДИЛОВ (на снимке), который пришел в нашу редакцию, сомневается, что штрафы, полученные с помощью фоторадаров КРИС-П, законны. По словам Тимура, он работал в компании, которая отвечает за техническое сопровождение оборудования. И в 2016-2017 годах никаких нормальных поверок радаров не проводилось - за оформление нужных бумаг платили около 400 тысяч тенге без всякого осмотра оборудования! А тендеры на обслуживание КРИС-П из года в год выигрывает одна и та же фирма - “Наша марка Казахстан”...

В последнее время количество тех, кто приходит в редакцию с жалобами на работу департамента внутренних дел Алматы, увеличилось в разы. В большинстве случаев речь идет о нераскрытых или затянутых делах, некомпетентности сотрудников полиции, разочаровании простых граждан в правоохранительной системе. Однако рассказ Тимура Нигмадилова, который обратился в редакцию “Времени”, стоит особняком.
- Я 15 лет проработал в компаниях, которые занимаются так называемыми высокими технологиями, - объясняет мужчина. - Сначала это были фирмы, занимающиеся связью и Интернетом, а в последние годы мы выполняли заказы на поставку оборудования для департаментов внутренних дел МВД РК. Это камеры видеонаблюдения, фоторадары, системы “Автоураган”. Последнее место моей работы - ТОО “Наша марка Казахстан”, которым фактически владел и управлял Владимир КОЗЬМИН. Здесь нужно сделать небольшое уточнение: ДВД Алматы купил 10 комплексов КРИС-П у ТОО “Наша марка”, которым руководил Козьмин. А ТОО “Наша марка Казахстан”, зарегистрированное на жену Владимира Татьяну КОЗЬМИНУ, в последующем обслуживало технику, за что каждый год получало порядка 10 миллионов тенге.
Тимур объясняет нюансы своей работы: поверка оборудования -
это не просто формальность, поскольку снимки с КРИС-П являются доказательством нарушения ПДД и основанием для наложения штрафа.
- Фоторадары КРИС-П производит компания “Симикон” из Санкт-Петербурга, - говорит Тимур Нигмадилов. - Какое-то время оборудование было на гарантированном обслуживании, но затем его срок истек. По нашему законодательству эту аппаратуру необходимо каждый год технически обслуживать. По сути, если нет документов о прохождении так называемой поверки, то радаром нельзя пользоваться. Поэтому ежегодно департамент внутренних дел проводит тендеры, чтобы обслуживать оборудование.

Если твоя компания поставляет оборудование, еще не факт, что тебе же доверят его обслуживать. Тимур Нигмадилов объясняет, как в ТОО “Наша марка Казахстан” научились побеждать в тендерах.
- Вообще, у завода “Симикон” есть официальные представители и сервисные центры в Казахстане, - говорит бывший работник фирмы. - Проверить эти данные легко, достаточно зайти на сайт предприятия и посмотреть раздел “Дилеры”. И “Наша марка Казахстан” в их число не входит! Поэтому наш руководитель Владимир Козьмин зарегистрировал за собой авторские права на программное обеспечение “Интеграция комплекса КРИС-П в АИС БДД”. Понимаете, о чем я? Козьмин стал автором программного обеспечения на технику, произведенную в другой стране! Он даже получил свидетельство о депонировании объекта интеллектуальной собственности - такие бумаги выдает Евроазиатский депозитарий авторских произведений. И вот благодаря этому документу “Наша марка Казахстан” забирает тендеры на обслуживание КРИС-П
как в Алматы, так и в Шымкенте путем прямого заключения договоров о госзакупках без конкурентной среды, необходимой для проведения правильных, честных государственных закупок. При этом официальные дилеры завода “Симикон” к оборудованию, работающему в Казахстане, доступа не имеют!

Но мало выиграть тендер. Оборудование ведь нужно обслуживать и ремонтировать. И здесь Тимур Нигмадилов раскрывает главный секрет: как радары КРИС-П проходили сертификацию.
- Пока я работал в “Нашей марке Казахстан”, никаких поверок оборудования мы не проводили, - говорит Нигмадилов. - Фактически нам просто надо было получить новые сертификаты на технику, чтобы предоставить их заказчику. Ежегодно мы платили где-то 400 тысяч тенге в Национальный центр экспертизы и сертификации, а взамен нам выдавали весь необходимый пакет документов. Технику на поверку мы не сдавали, специалисты центра к нам не выезжали. А фоторадары продолжали работать и выписывать штрафы. Я даже не знаю, правильно ли они фиксируют нарушения. Думаю, никто этого не знает, ведь специалисты завода-изготовителя уже несколько лет не видели эти радары, да и официальным дилерам их не показывают.
Это заявление можно назвать очень громким. Получается, фоторадары работают неизвестно как и штрафы выписывают незаконно?
- У меня тоже много вопросов, - рассуждает Тимур Нигмадилов. - И труднее всего мне понять, как “Наша марка Казахстан” умудряется участвовать в тендерах. Дело в том, что одна из компаний, принадлежавших Владимиру Козьмину, была признана недобросовестным участником госзакупок, она называется ТОО “АСЦ Carro”. Есть решение суда о взыскании в республиканский бюджет неустойки, ведется исполнительное производство. Однако Козьмину это не помешало зарегистрировать на себя новую компанию под названием “Наша марка Казахстан”, а затем переоформить ее на жену Татьяну Козьмину, которая побеждает в госзакупках с помощью закрепленного странной организацией авторского права на программное обеспечение!
Тимур Нигмадилов признает, что обратиться к журналистам его заставила непростая ситуация, в которую он попал.
- Мой бывший начальник Владимир Козьмин занял у меня крупную сумму и не отдает деньги уже длительное время, - объясняет он. - Уже есть решение суда о выплате долга, но Козьмину ничего не принадлежит - все оформлено на других людей. В суд он предоставил справку, что работает в компании “Наша марка Казахстан” простым менеджером с окладом 54 тысячи тенге, хотя по сути он владелец и руководитель фирмы. Более того, он злостно уклоняется от исполнения судебного решения. В связи с этим я был вынужден обратиться в полицию, чтобы его привлекли к ответственности.
И вот здесь Тимур Нигмадилов подходит к главной части своего рассказа.
- Как вы уже поняли, Владимир Козьмин не просто выигрывает тендеры в ДВД Алматы, он знаком со многими высокопоставленными сотрудниками департамента и поэтому чувствует себя так вольготно, - делает предположение Тимур Нигмадилов. - Есть статья в Уголовном кодексе, предусматривающая ответственность за неисполнение решения суда. Но у меня возникает ощущение, что полицейские не хотят привлекать Козьмина. Меня уже не раз вызывали в ДВД Алматы, где вроде бы заведено дело. Туда же приглашали Козьмина, но, на мой взгляд, полицейские никаких мер предпринимать не собираются. Я просто рассуждаю так: Козьмин выигрывает тендеры, выполняет услуги для ДВД, обслуживает такие важные радары, ежегодно на это выделяются большие деньги. Ну кто его будет наказывать? Поэтому мне остается только поднять шум - я считаю, что необходимо проверить законность проведения государственных закупок ДВД Алматы, где побеждает “Наша марка Казах­стан”, а также установить, как именно фирма получает сертификаты на оборудование. Со своей стороны готов предоставить органам всю документацию за 2016 и 2017 годы. И между прочим, Владимир Козьмин занимается не только КРИС-П, но и другими системами видеонаблюдения и фиксации нарушений в разных регионах. Информация на этот счет у меня тоже есть...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть