2414

От пляжного до классического

Почему казахстанский волейбол теряет свои позиции

     Волейбол - один из самых благополучных на первый взгляд игровых видов спорта в Казахстане. Женская сборная по классике - постоянный участник финальных турниров чемпионата мира. Кто еще из наших “игровиков” может этим похвастаться? Мастера бич-волея изредка балуют нас победами на коммерческих турнирах. Взять хотя бы недавний успех Алексея СИДОРЕНКО и Александра ДЬЯЧЕНКО на Caspian Sea Series Bandar Anzali Tour. Но сказать, что казахстанский волейбол находится на пике популярности, ну никак язык не поворачивается. Чего-то ему все время не хватает… Может быть, звезд? Да нет, они есть, пусть даже и легионеры. Скандалов? С этим тоже все в порядке. Одни разборки усть-каменогорского “Алтая” с Юнеской Роблес БАТИСТОЙ чего стоят… А не хватает, видимо, по-настоящему больших побед на международной арене.
О малых победах и больших поражениях, о перспективах развития классического и пляжного волейбола в стране и о том, чего им для этого не хватает, нам поведал генеральный секретарь КФВ Ермек СЫРЛЫБАЕВ (на снимке).

- Вначале о приятном. Как вы оцените первую историческую победу наших пляжников Алексея Сидоренко и Александра Дьяченко на мировом туре в Иране?
- Вы знаете, с 2011 по 2014 год Казахстан очень высоко поднялся в пляжном волейболе. Мы выиграли Азиатские игры, Азиатские пляжные игры, чемпионат Азии… Но в последние два года наши пляжники резко упали в рейтинге. Дело в том, что для поддержания рейтинга нужно постоянно участвовать в мировых и азиатских турах. А наши ведущие пары играют в этих турнирах только выборочно - в начале и в конце сезона. Не потому, что не хотят, а потому, что средств именно на пляжный волейбол у нас сейчас не хватает. Они финансируются по остаточному принципу. Им помогает только Национальный олимпийский комитет. С учетом всех этих факторов победа ребят на мировом туре, пусть даже не на самом крутом - одно­звездочном, выглядит сенсационной!
- И что эта победа может им дать? У них есть шанс попасть на олимпиаду в Токио?
- Вряд ли. Для этого надо участвовать и занимать высокие места в четырех-, пятизвездочных мировых турах. Может быть, удастся пробиться через континентальные турниры… Хотя это тоже тяжело. Надо быть постоянно в призерах на всех азиатских турах. А денег на поездки нет. К сожалению, в пляжном волейболе сложилась такая ситуация. Хотя это олимпийский вид спорта. И он требует к себе особого подхода. Будем думать…

- Сидоренко и Дьяченко - возрастные ребята. Женская пара Татьяна МАШКОВА и Ирина ЦИМБАЛОВА, завоевавшая в этом году серебро на мировом туре, тоже давно играет… А за ними кто-то есть?
- Конечно. И по молодежи, и по юношам мы в этом году стали бронзовыми призерами чемпионата Азии. И в Алматы, и в Актау есть приличные пары. Я не скажу, что уже завтра они станут чемпионами Азии, но перспектива есть. Конечно, их тоже нужно гонять по международным турнирам. А денег на это нет. То, что выделяет Центр олимпийской подготовки, - мизер. Правда, актауский клуб во­зит своих детей на различные турниры, и они даже занимают там призовые места. Словом, есть с кем работать. Но нужен сильный иностранный специалист.
Вы помните, как в 2014 году у нас работал бразильский тренер Луис КАРВАЛЬО? Мы его специально приглашали под Азиатские игры. И он выполнил свою задачу. Еще у нас работал тренер по физической подготовке из Италии. Вот таких спецов нам сейчас не хватает. А наши соперники по региону в этом отношении не спят - приглашают зарубежных тренеров. Если раньше мы японок с закрытыми глазами обыгрывали, то в этом году на Азиатских играх им проиграли. Вот что рука иностранного специалиста делает! Пляжный волейбол прогрессирует во всем мире и даже становится популярнее, чем классический. В Европе - точно.
- Давайте перейдем к классическому волейболу, у которого с финансами, я так понимаю, получше будет… Что случилось с нашей женской сборной на чемпионате мира? Это же был настоящий провал!
- Опять же недостаточное финансирование не позволило нам провести полноценную подготовку к чемпионату мира. Раньше мы совсем по-другому готовились… Ну и, конечно, сыграла свою роль в неудаче сборной череда травм. Мы потеряли сразу трех центральных блокирующих игроков. Вот и результат.
- Тренера менять будете?
- 24 ноября тренеры отчитаются в Министерстве спорта. Потом состоится исполком. Вопрос стоит очень остро. Я думаю, тренеров и мужской, и женской сборной менять будем. Но это решит исполком.
- В женской сборной наблюдается дефицит сильных игроков. Выход один - натурализация?
- Зачем? У нас свои есть. На Кубок Азии возили вторую сборную - 19-20-летних девчонок. Они могли выиграть у Австралии и Ирана. Не хватило опыта. Проиграли в концовке - 2:3. У нас есть круг из 16-18 игроков 1996-2000 годов рождения. Это будущее нашего волейбола. Многие уже играют в Национальной лиге. Только за “Алтай-2” выступают 6-7 девчат. В женском волейболе перспектива у нас есть. В следующем году пройдет чемпионат мира до 23 лет. Мы повезем именно эту сборную, рожденную до 1 января 1997 года. Собирается неплохая команда. Вопрос в том, кто ее возглавит?
- Вторая сборная должна стать первой?
- Постепенно. В этом году на чемпионате мира за национальную сборную уже выступали Жанна СЫРОЕЖКИНА и Кристина БЕЛОВА. А они еще могут играть за сборную до 23 лет. Мы внимательно следим за молодежью. Многие 19-летние девчата выходят в стартовых составах своих команд. Я думаю, процесс смены поколений не должен затянуться.
- Но я слышал, что за сборную Казахстана собираются играть россиянки Наталья ШАРШАКОВА и Екатерина МИХАЙЛОВА…
- На Шаршакову мы рассчитываем. Она очень опытная блокирующая. А у нас эта позиция уязвимая. А Михайлова - молодая. Ей 20 лет всего. Заиграем ее за сборную до 23 лет. Если нам дадут разрешение. Мы ее потенциал знаем. Хотя пока на Кубке страны она не блещет…
- А что за странная история с бывшей кубинкой Юнеско Роблес Батистой? У нее казахстанское гражданство, но она не играет не только за сборную Казахстана, но и за свой новый клуб “Жетысу”…
- Наличие казахстанского паспорта еще не означает, что ты казахстанский игрок. Надо еще произвести смену спортивного гражданства. А это до конца не было оформлено клубом “Алтай”. У них начался какой-то конфликт. Юнеско ушла от них. И “Алтай” бросил это дело на полпути. В межсезонье Батиста перешла в “Жетысу”. Мы сделали запрос по статусу игрока в Международную федерацию, и та вынесла вердикт. Батиста находится под защитой ФИВБ как беженка. У нее особый статус. “Алтай” это прекрасно знал. Они два года оплачивали за международный трансферный сертификат. Она играла у них как легионер. И в клубном чемпионате Азии выступала как легионер. В “Жетысу”, видимо, решили, что она казашка, и сделали большую ошибку. И сейчас у них только один выход. Им надо оформлять международный трансферный сертификат, чтобы она выступала как легионер. Но тут возникает второй вопрос. Согласно нашему положению внутреннего чемпионата, каждый клуб может регистрировать только трех иностранных игроков. А “Жетысу” уже зарегистрировало троих. Юнеско, получается, четвертая? А это нарушение нашего положения, на которое мы пойти не можем.
- И где же выход?
- Если “Жетысу” хочет оставить у себя Батисту, то придется отказываться от кого-то из той тройки легионеров. А это тоже проблема, поскольку с игроками подписаны контракты. И если в талдыкорганском клубе захотят расстаться с кем-то без шума и гама, то придется заплатить компенсацию. А уж потом заниматься гражданством Юнеско. Причем к 14 ноября, когда в Мексике пройдет административный совет ФИВБ, они уже не успеют подать документы. А следующий совет будет только в мае 2019 года. И надо не забывать, что ее смена гражданства будет стоить вдвое дороже, чем у других игроков. 30 тысяч швейцарских франков надо будет заплатить “Жетысу” Международной федерации волейбола за смену “федерации происхождения”. У нацио­нальной федерации таких денег нет... А тут еще “Алтай” упирается. Пытается доказать, что у Батисты с ними действующий контракт… Словом, ситуация непростая. И я не знаю, как из нее будет выходить “Жетысу”…
- А вообще Батиста как игрок сборной могла бы нас заинтересовать?
- Конечно. У нас нет таких “доигровщиков”. Но сейчас рано об этом говорить… Мы еще не знаем, когда разрешат играть за сборную Казахстана Шаршаковой.
- В этом году “Алтай” пригласил сразу шесть легионеров. Причем очень известных. Не многовато ли?
- Но у них же две команды. И обе играют в Национальной лиге. Три легионера - одной команде, три - другой. Все по правилам. Причем легионеры “Алтая-2” очень хороши. Одна сербка Сильвия ПОПОВИЧ чего стоит. Недавно она стала чемпионкой мира в составе сборной своей страны, а в Рио выиграла серебряную медаль Олимпийских игр.
- Чемпионка мира и за второй состав “Алтая” - это круто! Я всегда думал, что вторая команда нужна для обкатки молодежи…
-У “Алтая” есть для этого третья и четвертая команды. У них создана пирамида. Даже капитан сборной Казахстана Рада БЕРЕС­НЕВА играет за “Алтай-2”. И потом, у устькаменогорцев на этот сезон большие планы. Им играть на чемпионате мира среди клубов. А там нет лимита на легионеров. Они могут всех шестерых заявить.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта volley.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть