22507

Не ходите, дети, в школу

Семья инженеров-проектировщиков, известных в Павлодаре путешественников и приверженцев здорового образа жизни Светланы и Юрия КУЗИНЫХ, в которой четверо детей, отказалась в этом году отдавать старшую дочь в первый класс. Радомире скоро восемь, но мама продолжает заниматься с нею дома. Не помогли ни увещевания руководства школы, к которой приписана девочка, ни штраф в пять МРП. На следующий год семь лет исполняется второй дочери Кузиных - Верославе, и она тоже в школу не пойдет.

По словам Светланы, поначалу мыслей не отдавать детей в школу у них не было. Она отправилась в учебное заведение просто поговорить и попросить, чтобы Радомира еще годик побыла дома и на следующий год пошла в один класс вместе с сестрой.
- На меня накинулись сразу с порога. Ругали, отчитывали, угрожали лишить родительских прав. Несколько человек не давали ничего говорить, перебивали... - Светлана просто в шоке от одного соприкосновения с нашей системой образования. - И теперь этим людям отдавать ребенка?
- Отдав ребенка в школу, мы уже дальше ничего не контролируем, - продолжает Юрий. - Какие-то учителя там, может быть, хорошие будут, от Бога, а какие-то - лишние люди, которые отобьют у ребенка желание учиться на всю жизнь и нанесут ему психологическую травму. Даже когда просто ходишь по школе, слышишь, как то в одном кабинете учительница кричит, то в другом. Иногда так кричит, что кажется - сейчас сорвет голос себе. Явно видно, что учителям там очень тяжело и они психологически не выдерживают, выходят из себя. Поэтому гораздо лучше домашнее обучение. Что не сможем преподать сами, найдем репетиторов.
Вообще образ жизни Кузиных и их отношение к своим детям будоражат умы павлодарцев регулярно - кто-то восхищается, кто-то, наоборот, считает, что родители неоправданно рискуют. То семья с маленькими детьми отправляется в многодневные походы с палаткой на озера Горного Алтая, то совсем еще крох родители ставят на горные лыжи в Восточном Казахстане, где у них своя пасека. Когда Лучезаре было четыре месяца, Кузины уехали в Индию - колесили там полгода по стране, и никто из детей ни разу не заболел ни одной из многочисленных кишечных инфекций, которыми пугает эта страна. С малых лет девочек развивают: в дворовом клубе они учатся рукоделию. Радочку в прошлом году, несмотря на слишком юный возраст, в виде исключения приняли в художественную школу. Несколько ее
работ победили на международных конкурсах, в доме - стопка грамот от ЮНЕСКО. На акробатике в спортивной школе обеим Кузиным уже подобрали в пару мальчиков, готовят к серьезным соревнованиям. Сама же Рада больше всего гордится своими успехами в музыкальной школе - еще в четыре года она услышала скрипку, и с тех пор очарована этим инструментом. У Веры очень хорошо идут дела в шахматах. А сейчас всей семьей решили отдать ее еще и в театральный кружок: девочка в домашних постановках всегда главная звезда. Трехлетнюю Лучезару, кроме танцев и рукоделия, пока никуда не берут. Годовалый Лев тоже в основном дома - растет и радует сестер своей сообразительностью.
На школу же этим людям жалко тратить время.
- Нам на комиссии сказали: “Вам нужно набрать набор знаний”, - рассказывает Юрий. - Знания сами по себе приходят и уходят, остаются они в том случае, если ты их применяешь. Ну вот что я помню, скажем, из биологии, кроме пестиков, тычинок и инфузории-туфельки? А ведь учился в биологическом классе. В современном мире великое множество концепций преподавания, огромное количество методик и подходов, а у нас остановились на одной - муштре и зубрежке. Из чего выбирать, где альтернатива?
При этом Кузины признают, что их пример с полным отказом от школьного образования для большинства семей не подходит.
- Мы не призываем всех поголовно не отдавать детей в школу, - рассуждает Светлана. - Конечно, для большинства школа - это самый реальный способ дать детям образование. Мы только просим оставить нас в покое. Не собираются же нас теперь каждый месяц штрафовать на пять МРП? Закон я теперь изучила, там семь или восемь пунктов, за что могут лишить родительских прав, мы ни под один не подпадаем. Мы хотели бы приходить в школу сдавать экзамены экстерном, как это делается во многих странах мира. Раду вот сейчас согласились протестировать по курсу “Познание мира”. Купила учебник, прочитала его - поулыбалась. Все это мы проходим, когда идем в лес, на наглядном примере. Наши дети купались в Аравийским море и Бенгальском заливе, обследовали самые высокие в мире горы Гималаи, знают, откуда берут начало горные реки, видели, как образовываются облака и радуги.
- Сколько у вас будет детей? - неожиданно для самой себя интересуюсь я.
- Мы на девять рассчитываем, - отвечают супруги.
- А почему не десять?
- Нет, ну десять - это уже перебор. Мы же должны всех на ноги поставить.
Девять учеников, прогуливающих школу! Ох, не завидую я местным органам образования.

А что по этому поводу думают педагоги?


Давид ГАНЕЛИН, отличник образования РК, награжден медалью им. Ы. Алтынсарина:

- Кузины не первые, кто у нас в городе отказывается от школы. Замечательный учитель математики Борис Николаевич ГОРШКОВ, который преподает в школе “Жас Дарын” и лицее для одаренных детей, тоже не отдавал своих детей в школу, и проблем никаких не было. Они просто сдали экстерном экзамены и получили аттестаты о среднем образовании. Вредного в школе много. Все, конечно, идет от учителя. Если учитель будет работать на одну ставку, он просто не проживет. Поэтому учителя ведут больше уроков, и практически все смертельно устают. Их мысли - скорее бы этот урок закончился, и идите вы к чертовой матери, дайте передохнуть. А дети-то это все воспринимают. Вторая большая беда - административно-командный стиль. В программах никакого творческого развития не заложено. Правда, есть факультативы, призванные дать ученику возможность выбора, но все упирается в тех же учителей. Ведь для факультатива у них должно быть время и желание самообразовываться, узнавать что-то сверх школьной программы. А как известно, кто чаще всего идет в учителя? Тот, кто не смог поступить еще куда-то. И в отношении бесполезности некоторых уроков Кузины правы. Я понимаю, должны быть какие-то обязательные предметы, которые надо всем учить. Очевидно, что это русский язык, казахский язык, математика. Остальные можно варьировать. В 10-11-м классе ученик уже вообще точно знает, в какой вуз он пойдет, так и пусть бы себе спокойно изучал то, что ему в дальнейшем действительно пригодится. Но у нас это невозможно - уравниловка и командная система.

Бахыт БЕКСЕИТОВА, начальник управления образования Павлодарской области:
- Согласно типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации и так далее, действующим у нас с 2008 года, экстерн - это лицо, не имеющее возможности обучаться в общеобразовательных организациях образования по состоянию здоровья, либо временно проживающее за рубежом, либо не завершившее своевременно обучение в организациях общего среднего образования, - речь идет о получении документов за 9-й и 11-й классы. Ни под один из этих пунктов дочь Кузиных не подходит. 9 октября Юрий был на комиссии по делам несовершеннолетних, сейчас на них подают в суд, в судебном порядке родители будут привлечены к административной ответственности за невыполнение Закона “Об образовании”. Вначале Кузины говорили, что у них один ребенок шести лет, другой - семи и они хотят их вместе обучать, поэтому обеих приведут в первый класс на следующий год. Но старшей девочке тогда будет уже почти 9 лет, разве можно столько ждать! Сейчас пока так договорились: папа будет приходить в школу по понедельникам получать задания, а в субботу будет приходить вместе с ребенком эти задания сдавать. Потом война план покажет, я думаю, что мы со временем должны их переубедить. И кстати, почему, когда пресса пишет про Кузиных, никто не упоминает, что они верующие, придерживаются течения бахаи?

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и из семейного архива Кузиных, Павлодар

Поделиться
Класснуть